Navigation bar
  Print document Start Previous page
 287 of 700 
Next page End  

половина приняла плацебо. Через неделю все испытуемые проходили тест на припоминание рассказов.
Испытуемые, принявшие гормоноблокирующий препарат, вспомнили меньше из эмоционального
рассказа, чем испытуемые, принявшие плацебо, но по воспроизведению нейтрального рассказа эти две
группы не различались. Эти результаты означают, что эмоциональный материал действительно
хранится механизмом, отличающимся от механизма хранения нейтральных воспоминаний (Cahill et al.,
1994).
Мы знаем, какие гормоны участвуют в этом процессе, но на какие нейронные структуры
воздействуют эти гормоны? В гл. 7 мы отмечали, что в функционировании эмоциональной памяти
участвует миндалевидная железа. Об этом свидетельствуют результаты исследований последних лет, в
которых использовались техники сканирования мозга. Во время сканирования испытуемые
рассматривали изображения, сопровождавшиеся эмоциональным повествованием. Миндалевидная
железа активизировалась, однако степень активизации варьировалась от одного индивидуума к
другому. Чем большую степень активизации проявлял испытуемый, тем лучше ему удавалось
вспомнить эмоциональную информацию впоследствии. Этот факт является убедительным
свидетельством того, что миндалевидная железа действительно опосредует запоминание
эмоционального материала (Cahill et al., 1995).
Помехи воспроизведению вследствие тревожности. Есть также случаи, когда отрицательные
эмоции подавляют воспроизведение, что выводит нас на третий путь влияния эмоций на память. Вот
описание переживаний, испытываемых в то или иное время многими студентами:
«Вы сдаете экзамен, в котором не слишком уверены. Вы едва можете понять первый вопрос, не
говоря уже о том, чтобы ответить на него. Появляются симптомы паники. Второй вопрос на самом деле
нетрудный, но беспокойство, запущенное первым вопросом, перекидывается и сюда. К тому времени,
когда вы смотрите на третий вопрос, уже не имеет значения, о чем там спрашивают — даже если ваш
номер телефона. Вы уже никак не можете ответить. Паника захватила вас полностью».
Что в этом случае происходит с памятью? Невозможность справиться с первым вопросом
вызывает тревогу. Тревожность часто сопровождается посторонними мыслями вроде «Я провалю
экзамен» или «Все подумают, что я тупая». Подобные мысли заполняют сознание и интерферируют со
всякой попыткой воспроизвести информацию, относящуюся к самому вопросу; может быть, поэтому
память и подводит. Согласно такому взгляду, тревожность не сама по себе ухудшает память; она
вызывает ненужные мысли или ассоциируется с ними, и уже эти мысли интерферируют с
воспроизведением, вызывая отказ памяти (Holmes, 1974).
Эффекты контекста. Эмоции могут также влиять на память через своего рода эффект
контекста. Как мы отмечали, память лучше всего работает, когда контекст при воспроизведении
соответствует контексту при кодировании. Поскольку наше эмоциональное состояние во время
запоминания является частью контекста, то если запоминаемый материал заставляет нас грустить,
возможно, мы сможем лучше всего воспроизвести его, когда нам снова будет грустно.
Экспериментаторы продемонстрировали этот эффект эмоционального контекста в лаборатории.
Испытуемые согласились неделю вести дневник, ежедневно записывая каждое эмоциональное
происшествие и отмечая, приятным оно было или неприятным. Через неделю после того, как им
вручили дневники для записей, испытуемые вернулись в лабораторию и подверглись гипнозу (они
специально были подобраны с высокой гипнабельностью). Одну половину испытуемых погрузили в
приятное настроение, а другую — в неприятное. Всех их просили вспомнить случаи, записанные у них
в дневнике. У испытуемых, находившихся в приятном настроении, большинство припомненных
случаев были квалифицированы как приятные переживания; у испытуемых в неприятном настроении
большинство припомненных случаев были отмечены как неприятные. Как и ожидалось, наилучшее
воспроизведение наблюдалось тогда, когда доминирующие эмоции во время воспроизведения
соответствовали эмоциям во время кодирования (Bower, 1981).
Подавление. До сих пор наше рассмотрение путей влияния эмоций на память полагалось на
принципы уже обсуждавшиеся, а именно: повторение, интерференция и влияние контекста. Пятый
взгляд на эмоции и память — фрейдовская теория бессознательного — содержит новые принципы.
Фрейд считал, что некоторые эмоциональные переживания в детстве являются настолько
травмирующими, что позволить им войти в сознание многие годы спустя означало бы для индивида
стать совершенно раздавленным беспокойством (это отличается от примера с экзаменом, где
беспокойство терпимо для сознания). Говорят, что такие травмирующие переживания хранятся в
бессознательном или что они подавлены и воспроизвести их можно только при частичном сглаживании
связанных с ними эмоций. Подавление, таким образом, представляет собой полную невозможность
Hosted by uCoz