Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 700 
Next page End  

воспроизведения: доступ к требуемым воспоминаниям здесь блокируется активно. Понятие активной
блокировки качественно отличает гипотезу подавления от представлений о забывании, рассмотренных
выше. (Обсуждение теории Фрейда см. в гл. 13.)
Подавление — настолько поразительное явление, что его, конечно, хотелось бы изучить в
лаборатории, но оказалось, что сделать это трудно. Чтобы вызвать в лабораторных условиях истинное
подавление, экспериментатору пришлось бы подвергнуть испытуемого какому-нибудь чрезвычайно
травматичному переживанию; этого нельзя делать по этическим соображениям. Поэтому в
проводившихся исследованиях испытуемые подвергались только умеренным расстройствам. Данные
этих исследований неоднозначны по отношению к гипотезе подавления (Baddeley, 1990; Erdelyi, 1985).
В целом долговременная память является системой, способной хранить информацию на
протяжении многих дней, лет и даже десятилетий, как правило, в форме, закодированной в
соответствии с ее смыслом, хотя возможны и другие коды. Извлечение информации из данной системы
в значительной степени подвержено интерференции; во многих случаях «потеря памяти» в
действительности представляет собой не что иное, как проблемы извлечения. Хранение информации в
системе долговременной памяти предполагает процесс консолидации — процесс, опосредуемый
системой гиппокампа. На многие аспекты долговременной памяти оказывают влияние эмоции; эти
влияния могут отражать такие процессы, как избирательная репетиция, интерференция при извлечении,
эффекты контекста, либо такие специфические механизмы, как вспышки воспоминаний и вытеснение.
Имплицитная память
До сих пор мы в основном затрагивали ситуации, в которых люди помнили факты личной жизни.
В таких случаях память выступает как сознательное восстановление прошлого, и о таких
воспоминаниях говорят, что они выражены эксплицитно. Но существует и другой вид памяти, который
проявляет себя в навыках и выражается в совершенном выполнении некоторых перцептивных,
моторных или когнитивных задач без сознательного восстановления того опыта, который привел к
такому совершенству. Например, по мере тренировки мы можем устойчиво улучшать свою способность
к распознаванию слов иностранного языка, но в момент, когда мы распознаем слово и тем самым
демонстрируем наш навык, не требуются какие-либо сознательные воспоминания об уроках, приведших
к улучшенному знанию. Здесь память выражена имплицитно (Schacter, 1989).
<Рис. Память на такие навыки, как завязывание шнурков, называется имплицитной памятью.>
Память при амнезии
Многое об имплицитной памяти удалось узнать благодаря людям, страдающим амнезией.
Амнезией называют частичную потерю памяти. Она может возникать по очень разным причинам,
включая случайное повреждение мозга, удары головой, ушибы, энцефалиты, алкоголизм,
электросудорожную терапию и хирургическое вмешательство (например, удаление гиппокампа с целью
уменьшить проявления эпилепсии). Какова бы ни была ее причина, первичным симптомом амнезии
является основательная неспособность помнить текущие события и, следовательно, приобретать новое
фактическое знание; это называют антероградной амнезией, и она может быть обширной. Существует
один хорошо наблюдаемый пациент Н. А., который неспособен вести обычный разговор, поскольку при
малейшем отвлечении он теряет нить мысли. Другой пациент — Г. М., которого наблюдают дольше
всех остальных больных амнезией, — читает снова и снова одни и те же журналы, и его постоянно надо
заново знакомить с врачами, которые лечат его десятилетиями.
Одним из наиболее известных пациентов, чья память стала предметом тщательного изучения,
являлся пациент X. М (Milner, 1970; Squire, 1992). В возрасте 27 лет X. М., страдавший тяжелой формой
эпилепсии, был подвергнут операции по удалению отдельных участков височных долей и лимбической
системы с обеих сторон мозга. В результате операции он утратил способность к формированию новых
воспоминаний, хотя продолжал помнить события, произошедшие до операции.
X. М. способен был сохранять информацию лишь до тех пор, пока концентрировался на ней, но
как только он отвлекался, он забывал ее и не мог вспомнить ее впоследствии. В одном случае он держал
в памяти число 584 на протяжении 15 минут, используя следующую мнемоническую систему
[Мнемонические системы, или системы, улучшающие работу памяти, будут рассмотрены далее в этой
главе. — Прим. ред.]: «5, 8, 4 в сумме составляют 17. Вы запоминаете 8, вычитаете из 17, и остается 9. 9
Hosted by uCoz