Navigation bar
  Print document Start Previous page
 291 of 700 
Next page End  

об этом вспомнить. Если же рождение пришлось на возраст более 3 лет, количество воспоминаний
увеличивалось вместе с возрастом на момент этого события. Эти результаты указывают на практически
полную амнезию первых трех лет жизни. Более новое исследование, однако, показало, что
воспроизведение можно улучшить, если давать больше подсказок и если эти подсказки более
конкретны (Fivush & Hamond, 1991). И все же многие данные показывают, что к отчетам о
воспоминаниях из первых лет жизни стоит относиться скептически.
Почему возникает амнезия детства? Фрейд (Freud, 1905) полагал, что это происходит
вследствие подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в
отношении своих родителей. Но такое объяснение предсказывает амнезию только на события,
связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства
распространяется на все события. Более подходящее объяснение состоит в том, что амнезия детства
является следствием колоссального различия между опытом кодирования информации у маленьких
детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и
схемам («Она — такой-то человек», «Это такая-то ситуация»), а маленькие дети кодируют свои
переживания, не приукрашивая их и не связывая со смежными событиями. После того как ребенок
начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания
теряются (Schachtel, 1982).
Почему происходит этот переход от младенческой к взрослой форме организации памяти? Одна
из причин — биологическое развитие. Гиппокамп — структура мозга, участвующая в консолидации
воспоминаний, — созревает примерно через год-два после рождения. Поэтому события, происходящие
в первые два года жизни, не могут достаточно консолидироваться и, следовательно, их нельзя
впоследствии воспроизвести. Другие причины перехода к взрослой памяти лучше объяснять на
психологическом уровне. Сюда относятся когнитивные факторы, в частности развитие речи и начало
обучения в школе. И речь, и тип мышления, воспитываемый школой, создают новые способы
организации опыта, которые могут быть несовместимы со способом кодирования опыта маленькими
детьми. Что любопытно, развитие речи достигает первого пика в возрасте 3 лет, обучение в школе
начинается с 5 лет, и видимо, именно в период между 3 и 5 годами заканчивается амнезия детства.
Различные хранилища памяти
Основываясь на работе с пациентами, страдающими разными повреждениями мозга,
исследователи предположили, что и эксплицитная, и имплицитная память проявляются в
разнообразных формах. Это показано на рис. 8.11.
Память
Эксплицитная
(
декларативная)
Имплицитная
(
недекларативная)
Эпизодическая
Семантическая
Навыки
Облегчение
Обусловливание
Неассоциативные
процессы
Рис. 8.11. Предполагаемая классификация различных хранилищ памяти. Сквайр и др. (Squire et al.,
1990) предлагают несколько различных систем памяти. Основное различие проводится между
эксплицитной и имплицитной памятью (они называют их соответственно декларативной и
недекларативной памятью). Существуют как минимум 4 типа имплицитной памяти, участвующих
соответственно в навыках, облегчении, обусловливании и некоторых неассоциативных явлениях
(например, привыкании к повторяющемуся стимулу). Различают 2 типа эксплицитной памяти:
семантическую и эпизодическую.
Основное различие лежит между эксплицитной и имплицитной памятью. Дальнейшее деление
имплицитной памяти связано с сенсомоторными навыками (например, чтением слов, отраженных в
Hosted by uCoz