Navigation bar
  Print document Start Previous page
 293 of 700 
Next page End  

— из новых; испытуемых инструктировали дополнить предъявляемые основы до первых же слов,
которые придут на ум. Во втором условии участвовала эксплицитная память. Снова предъявлялись
основы слов, но теперь испытуемых инструктировали использовать их для воспроизведения слов из
первоначального (15 слов) списка. Третье условие было контрольным. Предъявлялись основы слов, и
испытуемых инструктировали дополнить их до первых же слов, которые придут на ум, но теперь ни
одна из основ не была взята из первоначально заученных слов. Поэтому в третьем условии запомнить
ничего не требовалось. Во всех трех условиях велось сканирование мозга испытуемых.
Рассмотрим сначала, что делает мозг во время задачи с эксплицитной памятью. Исходя из того,
что мы узнали в первом разделе этой главы, можно было бы ожидать, что: 1) здесь участвует гиппокамп
(этой структуре принадлежит решающая роль в формировании долговременной памяти); 2) наибольшая
активность мозга будет в нравом полушарии (поскольку задача требует воспроизведения, а в
воспроизведении из долговременной памяти участвует в основном правое полушарие). Именно это и
было обнаружено. В частности, при сравнении активности мозга в условии с эксплицитной памятью и
активности мозга в контрольном условии отмечалась возросшая активность в гиппокамповом и
фронтальном участках правого полушария. При сравнении активности в условии с имплицитной
памятью и в контрольном условии выявилось понижение, а не повышение активности. То есть
облегчение отражается в менее чем обычной нервной активности, как если бы здесь происходила
«смазка нервных колес». Таким образом, нервные проявления для имплицитной и эксплицитной памяти
противоположны, что указывает на глубокие биологические различия между этими двумя типами
памяти (это то самое биологическое подтверждение различия между эксплицитной и имплицитной
памятью, на которое мы ссылались в первом разделе этой главы).
Улучшение памяти
Теперь, когда мы рассмотрели основы кратковременной и долговременной памяти, мы готовы
перейти к вопросу улучшения памяти. Здесь мы рассмотрим в основном эксплицитную память (отчасти
из-за нашего незнания того, что, помимо усиленной тренировки, может улучшить имплицитную
память). Сначала мы обратимся к тому, как увеличить объем кратковременной памяти. Затем
рассмотрим несколько методов улучшения долговременной памяти; эти методы основаны на
повышении эффективности кодирования и воспроизведения. (О лекарственных средствах, употребление
которых может помогать при потери памяти, рассказывается в рубрике «На переднем крае
психологических исследований».)
Укрупнение и объем памяти
У большинства людей объем кратковременной памяти не может превысить 7 ± 2 элементов.
Однако можно расширить размер одной единицы и тем самым увеличить количество элементов,
находящихся в объеме памяти. Мы уже демонстрировали этот момент ранее: имея последовательность
149-2177-619-96, можно воспроизвести все 12 цифр, если ее перекодировать как 1492-1776-1996 и затем
сохранить эти единицы в кратковременной памяти. Хотя перекодирование чисел в знакомые даты в
этом примере срабатывает хорошо, с большинством других цифровых последовательностей такого не
получится, потому что мы не помним достаточное количество значительных дат. Но если систему
перекодирования развить так, чтобы она работала практически с любой последовательностью, то объем
кратковременной памяти на числа можно резко увеличить.
Проводилось исследование одного испытуемого (С. Ф.), который открыл такую универсальную
систему перекодирования и использовал ее для увеличения объема своей памяти с 7 до почти 80
случайных цифр (рис. 8.12). У этого испытуемого была средняя память и средний интеллект студента
колледжа. В течение полутора лет он занимался развитием объема памяти по 3-5 часов в неделю. В
течение этой серьезной тренировки С. Ф., будучи хорошим бегуном на длинные дистанции, разработал
стратегию перекодирования наборов из четырех цифр в результаты забегов. Например, число 3492 он
перекодировал бы как «3 минуты 49,2 секунды — результат мирового рекорда в забеге на милю», что
для него было одной единицей. Поскольку С. Ф. были известны многие результаты забегов (т. е. они
хранились у него в долговременной памяти), он легко мог укрупнять большинство наборов из четырех
цифр. В тех случаях, когда он не мог этого сделать (например, 1771 не может быть временем забега,
поскольку третья цифра слишком велика), С. Ф. пытался перекодировать четыре цифры либо в
Hosted by uCoz