Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 700 
Next page End  

Предположим, вам надо выучить, что испанское слово caballo означает «лошадь». Метод
ключевых слов включает два этапа. На первом этапе надо найти часть иностранного слова, звучащую
как английское слово. Учитывая, что caballo произносится приблизительно как «коб-ай-йо», ключевым
словом может служить «ай» (англ. «глаз»). На втором этапе надо сформировать образ, связывающий
ключевое слово с его английским эквивалентом, — например, как лошадь пинает копытом гигантский
глаз (рис. 8.14). При этом установится значимая связь между испанским и английским словом. Чтобы
воспроизвести значение слова caballo, надо сначала воспроизвести ключевое слово «ай» (глаз), а затем
вызвать образ, связывающий его с «лошадью». Метод ключевых слов может показаться трудноватым,
но исследования показали, что он сильно облегчает заучивание лексики иностранного языка (Atkinson,
1975; Pressley, Levin & Delaney, 1982).
Рис. 8.14. Изучение иностранного языка. При помощи мысленных образов можно
ассоциировать произносимые испанские слова с соответствующими английскими. Здесь
иллюстрируются возможные образы для заучивания испанских слов «лошадь» и «утка».
Осмысление и кодирование
Мы видели, что чем больше мы вникаем в содержание запоминаемых элементов, тем легче их
будет впоследствии воспроизвести или распознать. Так происходит потому, что чем больше связей
установлено между элементами, тем больше возможностей для воспроизведения. Эти данные имеют
непосредственную практическую ценность: если вы хотите запомнить какой-то факт, расширьте его
значение. Для примера представим, что вы читаете статью в газете об эпидемии в Бруклине, которую
пытаются погасить медицинские официальные лица. Чтобы расширить эту информацию, можно задать
себе вопросы о причинах и следствиях этой эпидемии: Была ли болезнь занесена человеком или
животным? Распространилась ли она через источники воды? Решат ли медицинские официальные лица,
что для обуздания эпидемии придется закрыть Бруклин для въезда? Сколько, вероятнее всего, эпидемия
продлится? Вопросы о причинах и следствиях события — это особенно эффективный способ
осмысления материала, поскольку каждый вопрос устанавливает значимую связь, или путь
воспроизведения этого события.
Контекст и воспроизведение
Контекст — мощный фактор воспроизведения, поэтому память можно улучшить путем
восстановления контекста, в котором происходило запоминание. Если ваши лекции по психологии
всегда происходят в одной аудитории, воспроизведение лекционного материала будет лучше в этой
аудитории, чем в другом здании, поскольку обстановка этой аудитории служит признаком для
воспроизведения лекционного материала. Чаще всего, однако, когда нам надо что-то вспомнить, мы
физически не можем вернуться туда, где мы это запоминали. Если вам трудно вспомнить имя одного
одноклассника из средней школы, вы не станете возвращаться в среднюю школу, только чтобы его
Hosted by uCoz