Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 700 
Next page End  

Wagenaar, 1985).
Вышеизложенные результаты имеют важное значение для свидетельских показаний:
сформулированный определенным образом вопрос («врезались» вместо «столкнулись») может
изменить содержимое памяти свидетеля, которое адвокат пытается зондировать. Важны эти результаты
и для споров о том, являются ли некоторые травматические воспоминания, «восстановленные» из
нашего прошлого, истинными воспоминаниями, или же это вымышленные реконструкции.
Стереотипы
Еще одно средство наполнения, или конструирования, воспоминаний — это социальные
стереотипы. Стереотип — это набор заключений о чертах личности или физических признаках целой
категории людей. Стереотипными могут быть, например, представления о типичном немце (умный,
дотошный, серьезный) или о типичном итальянце (артистичный, беззаботный, любящий повеселиться).
Такие описания редко применимы ко многим людям соответствующей категории и часто могут служить
ошибочными ориентирами социального взаимодействия. Нас здесь интересуют, однако, влияния
стереотипов не на социальное взаимодействие (это рассматривается в гл. 18), а на память.
Получая информацию о человеке, мы иногда пользуемся стереотипами (например: «Он
типичный итальянец») и объединяем полученную информацию с информацией, содержащейся в
стереотипе. Воспоминание о человеке, таким образом, частично составлено из стереотипа. В
зависимости от того, насколько наш стереотип не подходит к этому человеку, воспоминания о нем
могут значительно искажаться. Британский психолог Хантер первым описал такое искажение:
«В начале недели 23 октября я встретил в университете студента с очень ярким скандинавским
обликом. Я помню, насколько сильное впечатление на меня произвел его нордический, как у викинга,
облик — его светлые волосы, голубые глаза и удлиненные кости. Несколько раз я вспоминал его облик
в связи с перепиской со Скандинавией, которую я тогда вел, и думал о нем как о "настоящем викинге",
представлял его у руля галеры, пересекающей Северное море в поисках приключений. Когда я снова
увидел его 23 ноября, то не узнал, и ему пришлось представиться. Не то чтобы я забыл, как он
выглядит, просто его облик, каким я его помнил, стал сильно искажен. Он совершенно отличался от
моих воспоминаний о нем. Волосы темнее, глаза не такие голубые, сложение менее мускулистое, и он
носил очки (как и всегда)» (Hunter, 1974, р. 265-266).
Скандинавский стереотип Хантера, видимо, настолько перевесил всю закодированную им
реальную информацию об облике студента, что в результате возникло сильно искаженное
воспоминание. У этого воспоминания было так мало сходства с самим студентом, что оно даже не
могло служить основой для узнавания.
<Рис. Стереотип «типичного спортсмена» может помешать кодированию информации об
этих двух студентах колледжа (один из них невысокий, другой не атлетического сложения),
обладающих совершенно иными характеристиками, чем содержатся в соответствующем
стереотипе.>
Схемы
Термином «схема» психологи обозначают мысленную репрезентацию некоторой категории
людей, объектов, событий или ситуаций. Стереотипы, таким образом, — разновидность схем, поскольку
они описывают категории людей (например, итальянцев, женщин, атлетов). В схемах могут
содержаться также описания того, как действовать в тех или иных ситуациях. Например, у большинства
взрослых есть схема того, как надо вести себя в ресторане (войти в ресторан, найти столик, взять у
официанта меню, заказать еду и т. д.). Восприятие и мышление с помощью схем позволяет нам быстро
и экономно обрабатывать большие количества информации. Вместо того чтобы воспринимать и
запоминать все детали людей, объектов и событий, с которыми мы встречаемся, можно просто заметить
их сходство с какой-нибудь схемой, уже имеющейся в памяти, и закодировать или запомнить только
наиболее отличительные черты. Однако ценой, которую мы платим за подобную «когнитивную
экономию», может оказаться искажение объекта или события, если использованная при кодировании
схема не слишком хорошо подходит.
Пожалуй, первым психологом, систематически изучавшим влияние схем на память, был Бартлет
(Bartlett, 1932). Он предположил, что искажения воспоминаний, во многом подобные тем, которые
возникают, когда мы подгоняем людей под стереотипы, могут иметь место при попытке подогнать
Hosted by uCoz