Navigation bar
  Print document Start Previous page
 302 of 700 
Next page End  

рассказы под схемы. Исследование подтвердило идею Бартлета. Например, после прочтения короткого
рассказа о персонаже, направляющемся в ресторан, испытуемые вспоминали высказывания о том, как
этот персонаж ел или расплачивался за еду, даже тогда, когда такие действия вовсе не упоминались в
рассказе (Bower, Black & Turner, 1979).
Ситуации, в которых память управляется схемами и является в значительной степени
продуктивной, весьма отдаленно напоминают те простые ситуации, о которых мы говорили раньше.
Возьмем, например, запоминание списка несвязанных слов: кажется, что здесь процессы памяти идут в
основном «снизу вверх», то есть их работа состоит больше в сохранении входной информации, чем в
конструировании чего-нибудь нового. Однако даже в этой простой ситуации есть продуктивный аспект,
поскольку там, где используются образы, ко входной информации добавляется значение. Сходным
образом, когда мы читаем абзац о деятельности, основанной на схеме, мы все-таки должны сохранять
какую-то часть его специфики, если хотим правильно воспроизвести его подробности. Таким образом,
эти два аспекта памяти — сохранять и конструировать — всегда присутствуют, хотя соотношение
между ними зависит от конкретной ситуации.
Резюме
1. Существуют три стадии памяти: кодирование, хранение и воспроизведение. Кодированием
называют преобразование информации в определенный код или репрезентацию, приемлемую для
памяти; хранение — это удержание закодированной информации; воспроизведение — процесс
восстановления информации из памяти. Эти три стадии проявляют себя по-разному в зависимости от
продолжительности хранения: в одних ситуациях материал надо хранить в течение секунд
(кратковременная память), в других — длительное время (долговременная память). Кроме того, для
хранения фактов, составляющих часть эксплицитной памяти, и хранения навыков, составляющих часть
имплицитной памяти, используются разные системы долговременной памяти.
2. Теперь есть некоторые биологические подтверждения вышеприведенным различениям.
Недавние исследования долговременной памяти методом сканирования мозга показывают, что участки
мозга, активируемые при кодировании, находятся в левом полушарии, а большинство участков,
активируемых при воспроизведении, находятся в правом полушарии. Данные исследований животных,
а также людей с повреждениями мозга показывают, что кратковременная и долговременная память
опосредуется разными участками мозга. В частности, и у человека, и у других животных повреждение
системы гиппокампа нарушает работу в задачах с долговременной памятью, но не в задачах с
кратковременной памятью.
3. Информация в кратковременной памяти кодируется акустически, хотя мы можем пользоваться
и зрительным кодом. Наиболее удивительная особенность кратковременной памяти в том, что ее объем
хранения ограничен величиной 7 ± 2 элементов, или единиц. Хотя количество единиц ограничено, мы
можем увеличить размер единицы, используя информацию из долговременной памяти для
перекодирования поступающего материала в более крупные значимые единицы. Информация из
кратковременной памяти может теряться или забываться. Одна из причин забывания — распад
информации со временем; другая — вытеснение старых элементов новыми.
4. По мере увеличения количества элементов в кратковременной памяти воспроизведение
замедляется. Одни ученые делают отсюда вывод, что воспроизведение — это процесс поиска, другие —
что это процесс активации.
5. Кратковременную память можно рассматривать как мысленное «рабочее пространство» для
решения в уме различных арифметических задач, геометрических аналогий и ответов на вопросы по
тексту. Однако кратковременная память, видимо, не участвует в понимании относительно простых
предложений. Она может также служить промежуточной инстанцией на пути в долговременную память,
так что информация остается в кратковременной памяти, пока она кодируется для перевода в
долговременную память.
6. Информация в долговременной памяти обычно закодирована по ее значению. Если
запоминаемые элементы значимы, а связи между ними — нет, то память можно улучшить, добавив
значимые связи, которые послужат путями для воспроизведения. Чем глубже мы вникаем в значение,
тем лучше будет память.
7. Причиной многих случаев забывания в долговременной памяти является неудачное
воспроизведение (информация есть, но ее не удается найти). Неудачное воспроизведение наиболее
Hosted by uCoz