Navigation bar
  Print document Start Previous page
 307 of 700 
Next page End  

Как же психологи изучают влияние внушаемости на память? В этом учебнике упоминается
проведенный Лофтус, Скулером и Уэгенаром (Loftus, Schooler & Wagenaar, 1985) эксперимент, в
котором участники считали, что в фильме о дорожном происшествии они видели разбитое стекло
(которого на самом деле не было), если в заданном им вопросе присутствовало слово «разбить» вместо
слова «ударить». Но во многих аналогичных исследованиях количество утвердительных ответов на
вопрос о разбитом стекле в контрольной группе, где было использовано слово «ударить», отличалось от
количества таких ответов в экспериментальной группе, где было использовано слово «разбить», лишь
на 20-30%. Таким образом, хотя эффект внушения налицо, он не очень показателен.
Какие данные доказывают, что можно ввести в память человека воспоминание о событии,
которого никогда не было? Наиболее часто приводятся результаты проведенного Лофтус и Пикреллом
(Loftus & Pickrell, 1995) исследования под названием «Потерявшийся в универмаге». Двадцати четырем
добровольцам было предложено рассказать своим детям или младшим братьям и сестрам о том, что в
детстве они потерялись в торговом пассаже. В шести из этих двадцати четырех случаев участники
эксперимента позже заявили, что помнят о данном событии. Однако эти результаты не проясняют
ситуацию о случаях внушения воспоминаний о кровосмешении. Воспоминание о том, как ребенок
потерялся в магазине, не является показательным. Детей часто предупреждают об опасности
потеряться, они боятся потеряться, им читают сказки, в которых рассказывается о потерявшихся детях
(например, «Гензель и Гретель», «Пиноккио»), и они на самом деле иногда теряются, хотя бы на
несколько ужасных минут. Поэтому можно было предположить, что у большинства детей уже был
заложен в памяти сценарий подобного события, который и запускается, внушенный рассказом об
отдельном случае. В противоположность этому, очень маловероятно, что большинство детей хранят в
своей памяти сценарий кровосмесительной сексуальной связи.
Мы с моими выпускниками недавно провели исследование с целью проверить данные Лофтус о
внушении ложных воспоминаний на примере менее правдоподобных событий (Pezdek, Finger & Hodge,
1997). Во время этого эксперимента двадцать добровольцев рассказали своим младшим родственникам
об одном реальном и двух вымышленных событиях. Одно правдоподобное вымышленное событие было
о том, как они потерялись, когда ходили со старшими по магазинам; другое, менее правдоподобное, —
о том, как их родственнику поставили клизму. После того как испытуемые рассказали об этих
событиях, их спросили, что они помнят об этих случаях. Лишь трое «вспомнили» о не имевшем место
событии, и то только о том, как они потерялись. Никто не вспомнил, что в их жизни произошло другое,
менее правдоподобное из этих двух выдуманных происшествий. Неправдоподобные события,
связанные с клизмой или с половой связью родителя со своим ребенком, трудно ввести в память
человека, потому что у него нет подобных сценариев.
В более широком плане важно учитывать, что хотя споры о ложных воспоминаниях чаще всего
касаются сексуального насилия в детстве, это только один из видов психогенной амнезии, когда
отмечались случаи восстановления памяти. Доказано, что вызвать психогенную амнезию могут боевые
действия или другие проявления жестокости (Arrigo & Pezdek, 1997). Те, кто сомневается в реальности
подавленных воспоминаний о случаях сексуального насилия, должны объяснить возникновение
психогенной амнезии и в случае с другими видами психологических травм.
В заключение следует отметить, что когнитивные исследования не подтверждают положения о
том, что человеку легко внушить воспоминания о таких маловероятных событиях, как сексуальное
насилие в детстве. И хотя существует ряд методов, с помощью которых можно ввести в память
восприимчивого к внушению человека ложные воспоминания о весьма странных происшествиях, это не
является доказательством того, что данный феномен широко распространен.
---
Глава 9. Мышление и речь
Своими величайшими достижениями человеческий род обязан способности порождать сложные
мысли, обмениваться ими и действовать в соответствии с ними. Мышление включает широкий
диапазон видов умственной деятельности. Мы мыслим, когда пытаемся решить задачу, заданную в
классе; мыслим, когда грезим в ожидании этих занятий в классе. Мы мыслим, когда решаем, что купить
в бакалее, когда планируем отпуск, пишем письмо или беспокоимся по поводу трудных отношений.
Мы начнем эту главу с обсуждения языка, посредством которого передаются мысли. Оставшиеся
разделы данной главы будут посвящены основным вопросам пропозиционального мышления.
Hosted by uCoz