Navigation bar
  Print document Start Previous page
 331 of 700 
Next page End  

показывают, что все нарушения зрительного восприятия у пациента, как правило, сопровождаются
аналогичными нарушениями зрительных образов (см. напр.: Farah et al., 1988). Особенно
поразительным примером служат пациенты с поражением теменной доли правого полушария, у
которых в результате развивается зрительное игнорирование левой стороны поля зрения. Хотя и не
слепые, эти пациенты игнорируют все, что находится в левой части их зрительного поля. Пациент-
мужчина может, например, не побрить левую сторону лица. Это зрительное игнорирование
распространяется и на образы, как установил итальянский невролог Бизиак (см. напр.: Bisiach &
Luzzatti, 1978). Бизиак просил своих пациентов со зрительным игнорированием представить себе
знакомую площадь в их родном Милане как она выглядит, если стоять лицом к церкви. Эти пациенты
называли большинство объектов, находящихся от них справа, но очень мало тех, что были слева. Когда
их просили представить себе эту сцену с противоположной точки, как если бы они стояли перед
церковью и смотрели на площадь, пациенты игнорировали объекты, которые они ранее называли
(теперь эти объекты находились с левой стороны образа). Итак, у этих пациентов в образах проявлялось
то же игнорирование, что и при восприятии, откуда можно сделать вывод, что поврежденные у них
структуры мозга обычно опосредуют и образы, и восприятие.
Некоторые недавние исследования, в которых применялись методы сканирования мозга,
показали, что у нормальных испытуемых участки мозга, связанные с восприятием, связаны также и с
образами. В одном эксперименте испытуемые выполняли и мысленную арифметическую задачу
(«Начать с 50 и считать, отнимая по 3»), и задачу на зрительные образы («Представить прогулку по
своему кварталу, поворачивая попеременно направо и налево, начиная от своей двери»). В ходе
выполнения испытуемыми каждой задачи измерялся кровоток в различных участках коры. Кровоток в
зрительной коре был больше, когда испытуемые выполняли задачу на образы, чем когда они выполняли
мысленную арифметическую задачу. Кроме того, паттерн интенсивности кровотока при решении
задачи на образы был сходен с тем, что обычно обнаруживается в перцептивных задачах (Roland &
Friberg, 1985).
В недавнем эксперименте с ПЭТ-сканером (Kosslyn et al., 1993) дается яркое сравнение структур
мозга, участвующих в восприятии и образном представлении. Испытуемые во время сканирования
мозга выполняли две различных задачи — задачу на восприятие и задачу на образы. В задаче на
восприятие прямоугольная заглавная буква предъявлялась на фоне сетки, а затем в одной из ячеек сетки
предъявлялся крестик; задачей испытуемого было решить как можно быстрее, попадает ли крестик на
какую-либо часть прямоугольной буквы (рис. 9.8). В задаче на образы снова предъявлялась фоновая
сетка, но без прямоугольной буквы. Под сеткой была строчная буква, а испытуемых перед этим
инструктировали создать образ прописного варианта этой строчной буквы и спроецировать его на
сетку. Затем в одной из ячеек сетки предъявлялся крестик, и испытуемым надо было определить,
попадает ли он на какую-либо часть воображаемой прямоугольной буквы (см. рис. 9.8). Неудивительно,
что задача на восприятие вызывала повышение нервной активности в участках зрительной коры. Но то
же происходило и в задаче на образы. Действительно, задача на образы приводила к повышению
активности в тех структурах мозга, которые, насколько известно, относятся к первичным зонам коры,
первыми получающим зрительную информацию.
Рис. 9.8. Образы и восприятие. Эти задачи использовались для того, чтобы определить,
участвуют ли в зрительных представлениях те же структуры мозга, что и в зрительном восприятии.
В задаче на восприятие испытуемым надо было решить, попадает ли крестик на часть прямоугольной
буквы. В задаче на образы они должны были представить прямоугольную букву и затем решить,
попадает ли крестик на часть (образ) прямоугольной буквы. Чтобы испытуемые знали, какую букву им
представлять, под сеткой показывался строчной вариант буквы (строчной вариант показывался и в
перцептивной задаче просто чтобы не нарушать сходство) (Kosslyn et al., 1993).
Hosted by uCoz