Navigation bar
  Print document Start Previous page
 338 of 700 
Next page End  

опытные их коллеги рассуждают в обратном направлении — от возможного заболевания к симптому
(Patel & Groen, 1986).
<Рис. Эксперты решают шахматную задачу качественно иначе, чем новички. Такие эксперты,
как мастера игры в шахматы, хранят в своей памяти намного больше специфических репрезентаций,
чем они могут применить для решения проблемы.>
Рассмотренные характеристики компетентности — множественность репрезентаций;
репрезентации, основанные на определенных правилах; планирование перед действием; движение
вперед — это некоторые из предметно-ориентированных процедур, которые приходят на смену слабым
методам решения задач, рассмотренным ранее.
Компьютерное моделирование
Чтобы узнать, как человек решает задачи, исследователи часто пользуются методом
компьютерного моделирования. Предлагая испытуемым думать вслух при решении сложных задач, они
используют вербальные отчеты испытуемых как ориентиры для программирования компьютера,
решающего эту задачу. Затем результат компьютера сравнивается с особенностями действий человека
при решении этой задачи — скажем, с последовательностью его ходов, — чтобы посмотреть, совпадают
ли они. Если да, то компьютерная программа может послужить основанием для теории, объясняющей
некоторые аспекты решения задач. Компьютерное моделирование сыграло важную роль в развитии
слабых методов решения задач, а также экспертных процедур.
Почему надо использовать компьютер, чтобы узнать что-то о человеке? Наиболее интересный
ответ на этот вопрос мы находим в высказывании Саймона: «Причина, по которой человеческие
существа могут мыслить, состоит в том, что они способны при помощи нейронов осуществлять те же
простые процессы, которые в компьютерах реализуются при помощи ламп или микросхем» (Simon,
1985, р. 3). К этим простым процессам относятся считывание, вывод данных, хранение и сравнение
символов; если символы сходятся, мы делаем одно, если они разные — другое. В той степени, в которой
решение задач человеком можно удачно моделировать на компьютере, использующем только эти
простые процессы, мы можем поддержать утверждение Саймона.
Посмотрим, из чего складывается написание компьютерной программы, моделирующей решение
простых алгебраических уравнений многими из нас. Встречаясь с уравнением 3х + 4 = х + 10, вы
рассуждаете так:
«Решение уравнения выглядит как x, за которым идет знак =, за которым идет число — не любое
число, оно должно быть таким, чтобы удовлетворять уравнению, если я подставлю его туда. Если я
начинаю с чего-то, имеющего числа с левой стороны, где они мне не нужны, то мне лучше от них
избавиться. Поэтому, имея 3х + 4 = х + 10, я вычитаю 4 (я знаю, что должен вычесть это из обеих
частей). Тогда у меня есть новое уравнение 3х = х + 6. Но х в правой части уравнения мне не нужен.
Поэтому я вычитаю его и получаю 2х = 6. Теперь в левой части уравнения я хочу не 2х, а просто х,
поэтому я делю его на 2. Тогда я получаю х = 3» (Simon, 1985, р. 6).
Приведенное рассуждение можно охватить четырьмя правилами:
1. Если в левой части уравнения есть число, вычтите его из обеих частей уравнения.
2. Если в правой части уравнения есть х или кратное х, то вычтите его из обеих частей.
3. Если в левой части уравнения перед х есть число, то поделите на это число обе части
уравнения.
4. Если вы пришли к уравнению, которое выглядит как «х = число», завершите операции и
проверьте ответ.
Хотя вы, возможно, и не проговариваете эти правила, они могут лежать в основе вашей
способности решать алгебраические уравнения. Эти правила легко перевести в компьютерную
программу. Программа — это просто подробный набор инструкций (написанных на компьютерном
языке), в котором определен каждый шаг, который должна предпринять машина. Приведенные правила
можно считать такими инструкциями. Итак, моделирование требует, чтобы мы сначала точно
определились в отношении используемого знания, а затем перевели его на язык компьютера.
Некоторые критики подвергают сомнению эту базовую аналогию между человеком и
компьютером: компьютеры, по их утверждению, могут делать только то, на что они были
запрограммированы. Однако вполне возможно, что люди могут делать только то, на что они были
«запрограммированы» своей наследственностью и опытом. Аналогия между компьютерами и
человеческим разумом сохраняет свою привлекательность, поскольку эти две сущности — самые
Hosted by uCoz