Navigation bar
  Print document Start Previous page
 339 of 700 
Next page End  

сложные из известных нам систем обработки информации. Далее, по мере того как ученые продолжают
проектировать компьютеры, чье функционирование сходно с человеческим, аналогия между
компьютером и разумом будет усиливаться.
Резюме
1. Речь — наше основное средство обмена мыслями — имеет трехуровневую структуру. На
верхнем уровне единицами являются фразы и предложения, которые соотносимы с единицами
высказываний (пропозиций). На следующем уровне находятся слова и части слов, несущие значение. На
нижнем уровне находятся звуки речи. Речевые обороты предложения построены из слов (и других
частей слов), тогда как сами слова строятся из речевых звуков.
2. Фонема — категория звуков речи. В каждом языке имеется свой набор фонем и правил, по
которым они объединяются в слова. Морфема — наименьшая единица, несущая значение. Большинство
морфем — это слова, остальные — приставки и суффиксы, добавляемые к словам. Речь имеет также
синтаксические правила для объединения слов в обороты и оборотов в предложения. Для понимания
предложения требуется не только анализировать фонемы, морфемы и речевые обороты, но также
использовать контекст и учитывать намерения говорящего.
3. Развитие речи происходит на трех уровнях. Младенцы приходят в мир подготовленными к
овладению фонемами, но им требуется несколько лет, чтобы научиться правилам их сочетания. Когда
дети начинают говорить, они научаются словам, которые дают названия знакомым им понятиям. Учась
строить предложения, дети начинают с однословных выражений, затем переходят к двухсловной
телеграфной речи, а затем осваивают именные и глагольные группы.
4. По крайней мере частично дети учатся речи путем проверки гипотез. Гипотезы детей
контролируются несколькими рабочими принципами, привлекающими внимание ребенка к важным
характеристикам выражений, таким как окончания слов. В овладении речью играют роль и врожденные
факторы.
5. Тот факт, что все дети проходят через одни и те же стадии приобретения речи, указывает на
то, что врожденное знание речи, видимо, является очень богатым и детальным. Как и
другие виды
врожденного поведения, некоторые речевые способности приобретаются только во время критического
периода. Спорным остается вопрос, является ли врожденная способность к научению языку уникальной
для нашего вида. Многие исследования показывают, что шимпанзе и гориллы могут научиться знакам,
эквивалентным нашим словам, но им трудно научиться объединять эти знаки систематически, как люди
объединяют слова.
6. Мышление протекает в разных формах: пропозициональной (в виде высказываний), образной
и моторной. Основной составляющей высказывания является понятие — совокупность признаков,
принадлежащих некоторому классу. Понятия обеспечивают когнитивную экономию, позволяя нам
кодировать множество различных объектов как примеры одного и того же понятия, а также позволяют
предсказывать информацию, которую нельзя воспринять.
7. Понятие состоит из прототипа (в него входят признаки, описывающие лучших
представителей) и ядра (в него входят признаки, наиболее существенные для представителя данного
понятия). Ядерные признаки играют важную роль в хорошо определенных понятиях (например,
«холостяк»); прототипные признаки преобладают у размытых понятий (например, «птица»).
Большинство обыденных понятий размыты. Понятия иногда организованы в иерархии; в таких случаях
один из уровней иерархии является базовым или предпочитаемым уровнем для категоризации.
8. Дети часто усваивают прототип понятия при помощи стратегии экземпляра. При этом новый
элемент классифицируется как пример понятия, если он достаточно сходен с известным экземпляром
этого понятия. Когда дети подрастают, для усвоения понятий они используют другую стратегию —
проверку гипотезы. Помимо этих стратегий, направленных «снизу вверх», для научения понятиям
человек использует стратегии, направленные «сверху вниз», при которых для определения признаков
понятия используются имеющееся знание и известные примеры. Две стратегии, направленные «снизу
вверх», опосредуются разными мозговыми структурами, причем структуры медиальных отделов
височной доли являются решающими для стратегии экземпляра, а структуры лобных долей участвуют в
испытании гипотез.
9. В процессе рассуждения мы организуем высказывания в виде доказательства. Некоторые
доказательства имеют дедуктивную достоверность: невозможно, чтобы вывод доказательства был
Hosted by uCoz