Navigation bar
  Print document Start Previous page
 341 of 700 
Next page End  

1. Теперь, после того как у вас появилось некоторое представление о составных элементах и
уровнях языка (фонемы, слова, семантика, синтаксис, намерения говорящего), используйте эти
представления при изучении второго языка. Какие компоненты, с вашей точки зрения, проще и сложнее
всего изучать? Почему?
2. В данной главе мы рассмотрели случаи, в которых прототипы, по-видимому, являются
универсальными, то есть практически независимыми от культуры. Можете ли вы назвать случаи, в
которых прототипы испытывают значительное влияние культуры? Если да, приведите несколько
примеров.
3. В данной главе мы уделили основное внимание зрительному воображению. Можете ли вы по
аналогии найти свидетельства слухового воображения?
4. Подумайте о роде деятельности (учебный предмет, игра, вид спорта или хобби), в котором вы
приобрели некоторый уровень мастерства. Как вы можете охарактеризовать изменения, которые
произошли с вами в процессе вашего совершенствования? Как эти изменения соотносятся с
описанными в данной главе?
Дополнительная литература
Есть множество книг но психологии речи. Стандартные введения: Clark & Clark. Psychology and
Language: An Introduction to Psycholinguistics (1977); Foss & Hakes. Psycholinguistics: An Introduction to
the Psychology of Language (1978). Более недавние обзоры: Osherson & Lasnik. Invitation to Cognitive
Science (Vol.1): Language (1990); Tartter. Language Processes (1986); Carroll. Psychology of Language
(1985). Более глубокая трактовка, особенно в вопросах, связанных с теорией языка и мышления
Хомского: Chomsky. Rules & Representations (1980); Fodor, Bever & Garrett. The Psychology of Language
(1974). Введение в раннее развитие речи (и другие ее аспекты): Pinker. The Language Gene (1984).
Расширенные трактовки: Brown. A First Language: The Early Stages (1973); Pinker. Language Learnability
and Language Development (1984).
Полезная общая работа по когнитивным наукам: Wilson & Keil (eds.). The MIT Encyclopedia of the
Cognitive Sciences (1999).
Два относительно свежих введения в психологию мышления: Osherson & Smith. Invitation to
Cognitive Science (Vol. 3): Thinking (1990); Garnham & Oakhill. Thinking and Reasoning (1994). Обзор по
научению понятиям: Smith & Medin. Cathegories
& Concepts (1981); обзор исследований рассуждения:
Kahneman, Slovic & Tversky. Judgement Under Uncertainty: Heuristics and Biases (1982); более глубокая
трактовка рассуждения: Holland et al. Induction: Processes of Inference, Learning, and Discovery (1986);
Johnson -Laird & Byrne. Deduction (1991); Rips. The Psychology of Proof (1994). Введение в изучение
образов: Kosslyn. Ghosts in The Mind's Machine (1983). Более глубокая трактовка образов: Kosslyn. Image
and Mind (1980), Shepard & Cooper. Mental Images and Their Transformations (1982); Kosslyn. The
Resolution of the Imagery Debate (1994). Введение в решение задач: Anderson. Cognitive Psychology and Its
Implications, 3rd ed. (1990); Hayes. The Complete Probleme Solver, 2nd ed. (1989); Mayer. Thinking,
Problem Solving, and Cognition (1983); более подробное изложение, классическое издание: Newell &
Simon. Human Problem Solver (1972).
На переднем крае психологических исследований
Локализация речи в мозге
Учитывая, что врожденные факторы играют большую роль в приобретении речи, неудивительно,
что определенные участки мозга человека специализированы для речи. В главе 2 в разделе «Актуальная
тема. Речь и мозг» мы обсуждали афазию, или нарушения речи, возникающие вследствие повреждения
определенных участков левого полушария. Тогда мы подчеркивали связь между тем, с какой стороны
поврежден мозг, и тем, нарушается ли из-за этого в основном порождение речи или ее понимание. В
данном обсуждении мы обратимся к связи между тем, с какой стороны поврежден мозг, и тем,
нарушается ли из-за этого знание синтаксиса или знание понятий.
Из главы 2 мы помним, что в левом полушарии коры большого мозга есть два участка, крайне
важных для речи: зона Брока, находящаяся в лобных отделах, и зона Вернике, находящаяся в височной
доле (см. рис. 2.9). Повреждение любого из этих участков приводит к одной из разновидностей афазии.
Hosted by uCoz