Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 700 
Next page End  

отвечали критерию валидности, выборка респондентов должна быть репрезентативной по
отношению к более широкой изучаемой популяции.>
Мастерс и Джонсон, конечно, не отрицали, что человеческая сексуальность имеет много
проявлений помимо биологических, однако их наблюдения за анатомическими и физиологическими
аспектами сексуальных реакций многое смогли рассказать о человеческой сексуальности и о путях
решения сексуальных проблем.
Метод интервью. Некоторые проблемы, которые трудно изучать путем прямого наблюдения,
можно исследовать путем косвенного наблюдения, т. е. с помощью опросников и интервью. Вместо
того чтобы наблюдать, практикуют ли люди тот или иной вид поведения, например регулярную
гимнастику, исследователь просто спрашивает их, так ли это. Поскольку люди могут пытаться
выставить себя в более благоприятном свете, этот метод более подвержен влиянию пристрастий, чем
непосредственное наблюдение. Тем не менее метод интервью дал немало важных результатов.
Например, еще за 20 лет до того, как сексуальные реакции исследовали Мастерс и Джонсон, многое о
сексуальном поведении людей (в противоположность поведению, предписываемому законами,
религиями и обществом) стало известно из обширных опросов, проведенных Альфредом Кинси и его
коллегами. Информация, полученная из тысяч индивидуальных интервью, была проанализирована и
стала основой книг «Сексуальное поведение мужчины» (Sexual Behavior in the Human Male. Kinsey,
Pomeroy & Martin, 1948) и «Сексуальное поведение женщины» (Sexual Behavior in the Human Female.
Kinsey, Pomeroy, Martin & Gebhard, 1953).
Опросы широко использовались также для выяснения политических взглядов людей,
предпочтения ими товаров, потребности в медицинском уходе и т. п. Всем хорошо знакомы такие виды
опроса, как социологический опрос и перепись населения. Для адекватного проведения опроса надо,
чтобы опросник, прошедший тщательное предварительное тестирование, предъявлялся группе людей,
отобранных так, чтобы они адекватно представляли изучаемую группу населения.
История индивида (Case Histories). [В медицине аналогом является история болезни. Прим.
перев.]
Еще один способ косвенно наблюдать за человеком — это познакомиться с его биографией.
Сегодня исследователь чаще спрашивает людей о том, что они
делали в прошлом, чем наблюдает
интересующий его вид поведения. Например, если стоит вопрос об эффективности нового вида
психотерапии, исследователь может начать с получения биографии каждого клиента. Биография,
изложенная для научного использования, называется историей индивида и служит важным источником
данных для его психологического изучения.
Чаще всего историю индивида составляют по реконструкции биографии человека на основе
воспроизведенных им событий и записей. Реконструкция необходима потому, что история конкретного
человека, как правило, не вызывает интереса, пока у него не начались какие-нибудь проблемы; и тогда
знание о его прошлом становится важным, чтобы понять его поведение в настоящем. По сравнению с
результатами непосредственного наблюдения ретроспективный метод может давать искаженное
представление о событиях или упускать что-либо из виду, но зачастую он является единственной
возможностью.
Этика психологического исследования
Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть
чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов.
Соответственно, Американской психологической ассоциацией (АПА) и аналогичными организациями в
Канаде и Великобритании были выработаны основные инструкции по обращению с испытуемыми —
как с людьми, так и с животными (Американская психологическая ассоциация, 1990). В Соединенных
Штатах федеральное законодательство требует от любой организации, проводящей исследования на
деньги федерального бюджета, чтобы внутри ее существовал внутренний наблюдательный совет,
контролирующий предлагаемые исследования и гарантирующий, что со всеми испытуемыми будет
должное обращение.
Первый принцип этического обращения с людьми-испытуемыми — это минимизация риска. В
федеральных инструкциях сказано, что в большинстве случаев предполагаемый риск при ведении
исследования не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью. Очевидно, что
человеку не должен быть причинен физический вред или травма, но не всегда можно однозначно
решить, какой величины психологический стресс является этически оправданным в том или ином
исследовательском проекте. Конечно, в обычной жизни люди часто ведут себя невежливо, лгут и
Hosted by uCoz