Navigation bar
  Print document Start Previous page
 398 of 700 
Next page End  

какой же он пустой человек. Настроение влияет и на оценку неодушевленных предметов. В одном
эксперименте испытуемых просили оценить свои основные приобретения. Испытуемые, которых
только что привели в хорошее настроение, сделав им небольшой подарок, оценивали свои телевизоры и
машины выше, чем контрольные испытуемые, находившиеся в нейтральном настроении (Isen et al.,
1978).
Настроение влияет также на суждения о частоте встречаемости в мире рискованных ситуаций.
Плохое настроение заставляет нас видеть риск более вероятным; хорошее настроение заставляет
считать риск менее вероятным. В эксперименте по оценке рисков испытуемые экспериментальной
группы сначала читали рассказ в газете о трагической смерти, что создавало у них отрицательное
настроение. Контрольные испытуемые читали спокойный газетный рассказ, приводивший их в
нейтральное настроение. Затем всех испытуемых просили оценить встречаемость разных фатальных
явлений, включая болезни вроде лейкемии, сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи типа
пожаров и наводнений. Испытуемые, пребывавшие в отрицательном настроении, оценивали частоту
таких фатальных явлений почти вдвое выше, чем испытуемые в нейтральном настроении. Кроме того,
только настроение испытуемого, но не содержание рассказа, создавшего такое настроение, имело
значение для оценки частоты встречаемости. В трагической истории, прочитанной в эксперименте
одними испытуемыми, говорилось о случае лейкемии, другие испытуемые читали о гибели во время
пожара; обе группы испытуемых переоценивали встречаемость и лейкемии, и пожаров в одинаковой
степени. Аффект как бы существовал отдельно от содержания прочитанного, и только он направлял
последующие оценки. Аналогичный эффект наблюдался у испытуемых, приведенных в хорошее
настроение. Прочтение рассказа о чьей-то большой удаче заставляло испытуемых занижать оценку
встречаемости разных фатальных явлений, и степень занижения ими различных рисков не зависела от
содержания прочитанного (Johnson & Tversky, 1983).
Те или иные настроения могут конкретно влиять на наши суждения о мире и о других людях. В
одном эксперименте испытуемые приводили себя в печальное или злое настроение, представляя себе
печальное или злящее событие, а затем их просили оценить возможные причины вероятных событий,
таких как опоздание на важный рейс самолета или утеря денег. Испытуемые с гневным настроением
склонны были приписывать такие гипотетические события ошибкам других людей, а испытуемые в
печальном настроении скорее приписывали их ситуациям (например, опоздание на самолет по причине
пробок на дороге). То есть «гневные» испытуемые больше склонны винить в отрицательных событиях
кого-то, а «печальные» склонны считать, что причиной таких событий была неудачная ситуация
(Keltner, Ellsworth & Edwards, 1993).
Таким образом, плохое настроение заставляет мир казаться более опасным. А такое видение
мира может подкреплять плохое настроение. Кроме того, как отмечалось ранее, будучи в плохом
настроении, мы избирательно направляем внимание на негативно окрашенные факты и запоминаем их;
это тоже может подкреплять плохое настроение. Аналогичное соображение применимо к хорошему
настроению. Оно заставляет мир казаться менее опасным и направляет наше внимание и запоминание
на позитивно окрашенный материал. Таким образом, общие последствия настроения служат его же
закреплению.
Агрессия как эмоциональная реакция
Эмоции вызывают не только общие реакции, но и конкретные действия. Мы можем рассмеяться
при радости, отпрянуть при испуге, стать агрессивными, разозлившись, и так далее. Среди этих
типичных тенденций к действию психологи хорошо изучили одну — агрессию.
Особое внимание к агрессии частично объясняется ее социальной значимостью. На
государственном уровне, в эпоху, когда ядерное оружие все еще широко доступно, даже один акт
агрессии может привести к катастрофе. На индивидуальном уровне у многих людей часто возникают
агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, сильно зависит их
здоровье и межличностные отношения. Еще одна причина, по которой психологи обратились в своих
исследованиях к агрессии, состоит в том, что две основные теории социального поведения совершенно
по-разному объясняют ее природу. Психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как
врожденную потребность (драйв), а теория социального научения — как приобретенную в научении
реакцию. Изучение агрессии позволяет нам оценить эти конкурирующие теории.
<Рис. Агрессия — это врожденная потребность или реакция, приобретенная в научении?>
Hosted by uCoz