Navigation bar
  Print document Start Previous page
 401 of 700 
Next page End  

чего зависит, будет ли действительно осуществляться усвоенная модель поведения (Bandura, 1986,
1973).
Учитывая такой акцент, неудивительно, что в теории социального научения отвергается понятие
об агрессии как о потребности, порождаемой фрустрацией; агрессия рассматривается в ней подобно
всякой другой выученной реакции. Агрессивность может быть приобретена путем наблюдения или
подражания, и чем чаще она подкрепляется, тем вероятнее возникает. Человек, испытывающий
фрустрацию из-за того, что не может достичь цели, или обеспокоенный каким-то стрессовым событием,
переживает неприятную эмоцию. Какую реакцию вызовет эта эмоция, зависит от того, какие реакции
этот индивид выучил для того, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями. Фрустрирующий
человек может искать помощи у других, проявлять агрессию, бросать все, еще сильнее стараться
преодолеть препятствие, глушить себя наркотиками или алкоголем. Выбрана будет та реакция, которая
успешнее всего облегчала фрустрацию в прошлом. Согласно такому взгляду, фрустрация провоцирует
агрессию в основном у тех людей, которые научились реагировать на враждебные ситуации
агрессивным поведением (Bandura, 1977).
На рис. 11.6 показано, чем отличается представление об агрессии в теории социального научения
и психоаналитической теории (гипотезе фрустрирующей агрессии). Согласно теории социального
научения, а) агрессия — просто одна из нескольких реакций на неприятное переживание фрустрации; б)
агрессия как реакция не обладает свойствами органической потребности, и следовательно, на нее
влияют предвидимые последствия поведения.
Теория органических потребностей
Фрустрация
Агрессивная
потребность
Проявление агрессии
Теория социального научения
Неприятные
переживания
Эмоциональное
возбуждение
Предвидимые
последствия
поведения
Побуждающие
стимулы
Самооглушение
наркотиками и
алкоголем
Конструктивное
решение задачи
Психосоматические
симптомы
Агрессия
Отказ от цели
и покорность
Достижение
Зависимость
Рис. 11.6. Два взгляда на агрессию. На схеме показаны факторы, определяющие агрессию
согласно психоаналитической теории (гипотезе фрустрацииагрессии) и теории социального
научения. С точки зрения теории социального научения, эмоциональное возбуждение, вызванное
неприятными переживаниями, может выразиться в сколько угодно различных формах поведения, в
зависимости от того, какое поведение подкреплялось в прошлом.
Подражание агрессии. Одним из источников данных в пользу теории социального научения
служат исследования, показывающие, что агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться
через подражание. Детсадовские дети, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии в
отношении большой надувной куклы, впоследствии подражали многим действиям взрослых, включая
самые необычные (рис. 11.7).
Рис. 11.7. Дети подражают агрессии взрослых. Детсадовские дети наблюдали, как взрослый
выражает разные формы агрессивного поведения в отношении надувной куклы. Понаблюдав за
Hosted by uCoz