Navigation bar
  Print document Start Previous page
 405 of 700 
Next page End  

следить за характером телепередач, которые смотрят их дети, но также должны воздерживаться от
поощрения агрессивных действий как со стороны детей, так и персонажей детских телепрограмм.
Родители должны осознавать, сколь мощную роль оказывают их реакции в моделировании поведения:
если они ведут себя агрессивно, их дети, вероятно, также будут вести себя подобным образом.
В нашем обзоре агрессии мы никоим образом не охватили все ее возможные причины. К
распространенным причинам гнева и агрессии относятся потеря самооценки или осознание нечестности
действий другого человека (Averill, 1983); ни один из таких факторов мы близко не рассматривали и
обсуждали агрессию только в плане альтернативы между органической потребностью и реакцией,
приобретенной в научении. Агрессии способствуют также многие социальные факторы; такие условия,
как бедность, скученность, действия представителей власти, например полиции, и ценности, принятые в
своей культурной группе, — вот далеко не все из них. Некоторые из этих социальных влияний
рассматриваются в главе 18. В заключение скажем, что агрессия часто возникает, когда человек
находится в состоянии фрустрации, но она не обязательно следует за фрустрацией; существует много
социальных условий, которые усиливают или ослабляют склонность человека к агрессивным действиям
(Berkowitz, 1981).
Изучение агрессии ясно показывает, что эмоциональная реакция — сложное явление.
Аналогично, каждая из рассмотренных нами составляющих эмоции — автономное возбуждение,
когнитивная оценка и эмоциональное выражение — сама по себе является сложным событием,
включающим множество факторов, как биологических, так и психологических. Фактически каждая из
теорий эмоций, описанных в данной главе, пытается ответить на вопрос, каким образом взаимодействие
биологических составляющих эмоции (таких как физиологическое возбуждение и имеющие
универсальный характер выражения лица) и психологических составляющих эмоции (таких как
когнитивная оценка) приводит к переживанию эмоции. В целом исследования, рассмотренные в данной
главе, позволяют предположить, что в большинстве случаев биологические и психологические
составляющие эмоции, вероятно, оказывают друг на друга взаимное влияние в ходе динамического
процесса, развертывающегося во времени. Первоначально ситуация может вызвать у индивидуума
слабую эмоцию, однако по мере того как он оценивает ситуацию на более глубоком уровне,
интенсивность эмоции и степень физиологического возбуждения могут возрасти. Эффекты воздействия
эмоции на его воспоминания сходных событий в прошлом и на оценку этих событий могут привести к
дальнейшему усилению интенсивности и субъективного переживания эмоции. Со временем петли
обратной связи между биологическими и психологическими составляющими эмоции могут начать
оказывать влияние на развитие эмоции. Мы вернемся к обсуждению обратной связи между
биологическими и психологическими составляющими эмоции, когда будем рассматривать тему стресса
в главе 14 и тему эмоциональных расстройств в главах 15 и 16.
Резюме
1. К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное
возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонности
к определенным действиям. Решающим является вопрос о природе этих составляющих. Другие главные
вопросы: каков вклад возбуждения, оценки и выражения в силу эмоционального переживания? Какие
составляющие определяют качественную дифференциацию эмоции?
2. Сильные эмоции обычно содержат физиологическое возбуждение, вызванное активацией
симпатического отдела автономной нервной системы. Люди с повреждениями спинного мозга,
ограничивающими обратную связь от автономной нервной системы, испытывают менее сильные
эмоции. Автономное возбуждение помогает дифференцировать эмоции, поскольку паттерны
возбуждения (включая сердечный ритм, температуру кожи) у различных эмоций неодинаковые.
3. Когнитивная оценка — это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на
силу эмоции, и на ее качество. Когда людей приводят в состояние диффузного возбуждения, оценка ими
ситуации влияет на качество их эмоционального ощущения. Есть, однако, случаи, в которых эмоция не
содержит сознательной или преднамеренной оценки (например, ощущение страха, приобретенное в
детстве путем классического обусловливания). Такие докогнитивные эмоции опосредуются отдельными
нервными путями в мозге.
4. Выражения лица, сопровождающие основные эмоции, имеют универсальное значение: люди
разных культур одинаково определяют эмоцию, которую выражает лицо человека на определенной
Hosted by uCoz