Navigation bar
  Print document Start Previous page
 418 of 700 
Next page End  

их сходства во времени и поддерживают его, даже если они так и не встретятся после рождения.
Среда родственных близнецов и обычных братьев и сестер, наоборот, все более дифференцирует
их, даже если они растут в одном доме. Они очень похожи в раннем детстве, когда родители создают им
общее окружение (хотя даже здесь обычные братья и сестры будут реагировать несколько по-разному и
вызывать у родителей разные реакции). Но как только они начинают выбирать и строить свое
окружение вне дома, их слегка неодинаковые таланты, интересы и мотивы поведут их все более
расходящимися путями, формируя тем самым все более непохожие личности.
<Рис. Поскольку генотипы идентичных близнецов одинаковы, процессы взаимодействия их
личностей с окружением будут способствовать их сходству и поддерживать его в дальнейшем, даже
если они растут в разных окружениях.>
Общее и раздельное окружение. Исследования близнецов позволяют оценить не только то,
насколько индивидуальные различия обусловлены генетическими вариациями, но и то, насколько эти
различия обусловлены или общими для членов семьи аспектами окружения (например,
социоэкономическим положением семьи), или теми его аспектами, которые у членов семьи различны
(например, круг друзей вне семьи). Удивительно, но различия, обусловленные общими аспектами
окружения, не объясняют почти ни одного различия, связанного с окружением в целом: за вычетом
генетического сходства, двое детей из одной семьи одинаковы не более, чем двое детей, взятых
случайно из выборочной группы (Plomin & Daniels, 1987). Это означает, что те переменные, которые,
как правило, изучаются психологами (особенности воспитания, социоэкономическое положение семьи,
образование родителей), фактически не вносят вклада в индивидуальные различия. Как это может быть?
Одно из возможных объяснений состоит в том, что реактивные, вызванные и проактивные
процессы направлены на уменьшение различий, обусловленных разным окружением, пока это
окружение допускает некоторую гибкость реагирования. Одаренный ребенок, живущий в семье, где им
совсем не занимаются, или в совсем бедной семье, скорее, чем его менее одаренный брат или сестра,
усвоит много сведений из телепрограмм (реактивное взаимодействие), привлечет внимание
сочувствующего ему учителя (вызванное взаимодействие) и самостоятельно отправится в библиотеку
(проактивное взаимодействие). Генотип такого ребенка действует в противовес отупляющим влияниям
его домашней среды, и поэтому он развивается иначе, чем менее одаренные брат или сестра. Этим
направляемым личностью процессам могут воспрепятствовать только суровые ограничения со стороны
окружения (Scarr, 1988; Scarr & McCartney, 1983). В пользу этого говорят данные, что самыми
несхожими были те пары воспитывавшихся порознь идентичных близнецов, в которых кто-то один
воспитывался в среде с жесткими ограничениями.
Хотя это объяснение и выглядит правдоподобным, прямых подтверждений ему нет. Во всяком
случае, представляется, что исследователям придется перейти от обычного сравнения детей из разных
семей к сравнению детей из одной семьи и особое внимание уделить взаимодействию личности и
окружения внутри таких семей.
Аналогично, большее внимание должно уделяться влияниям, источники которых находятся за
пределами семьи; один автор высказывает предположение, что группа сверстников представляет собой
намного более значимый источник личностных различий между детьми, чем семья (Harris, 1995).
Оценка индивидуальных различий
Во многих промышленно-развитых странах широко используется объективная оценка
индивидуальных различий, особенно различий в когнитивных и интеллектуальных способностях. В
начальных школах детей часто распределяют по классам в зависимости от достигнутого ими успеха при
прохождении тестов. Тесты на одаренность или способности являются частью процедуры поступления
во многие колледжи и большинство профессиональных и высших учебных заведений. Кроме того,
многие промышленные и правительственные агентства подбирают кадры, назначают и продвигают
сотрудников по службе на основе данных тестирования.
Тесты для оценки интересов, склонностей и личных качеств также знакомы большинству из нас.
Помогая учащимся выбрать профессию, консультанты смогут предложить лучший выбор, если им что-
то известно об учащемся помимо его академической успеваемости. Отбирая кандидатов на высокие
посты, наниматели часто хотят знать их стиль общения, способность справляться со стрессом и т. д.
Какое лечение будет наиболее успешным для человека с эмоциональными нарушениями, или как
помочь реабилитации освобожденного уголовника — для всего этого нужна объективная оценка
Hosted by uCoz