Navigation bar
  Print document Start Previous page
 420 of 700 
Next page End  

Валидность. Надежность показывает, насколько тест способен измерять что-то, но высокая
надежность не гарантирует, что этот тест измеряет именно то, что требуется; она не гарантирует
валидности (адекватности) теста. Например, если в последнем экзамене вашего курса психологии
встречается слишком много трудных слов или заковыристых вопросов, то он может оказаться тестом
ваших вербальных способностей или вашей изощренности, а не усвоения материала курса. Такой
экзамен может быть надежным: при повторном прохождении учащиеся получат те же оценки и
отдельные компоненты экзамена будут измерять одно и то же, — но это не будет валидным тестом
достижений в данном курсе.
Иногда валидность теста можно оценить, сопоставив показатель теста с некоторым внешним
критерием. Такая корреляция называется коэффициентом валидности. Например, относительно сильная
положительная корреляция между показателями в SAT и успехами первокурсника в колледже
показывает, что у этого теста приемлемая валидность. Валидность такого рода называется
критериальной, или эмпирической, валидностью. Учитывая чувствительность тестов к расовым и
половым различиям, суды все чаще требуют от компаний и правительственных агентств, применяющих
тесты для отбора персонала, чтобы эти тесты коррелировали с показателями работы человека, то есть
чтобы они обладали критериальной, или эмпирической, валидностью.
Валидность особого рода, относящаяся особенно к тестам, применяемым в исследованиях
личности, называется конструктивной валидностью. Если исследователь создает тест для измерения
некоторого понятия или концепции, являющихся частью теории, не всегда можно вычислить единый
коэффициент, который показывал бы его критериальную валидность, поскольку неизвестен внешний
критерий. Например, как исследователю оценить валидность теста на мотивацию к достижению успеха?
Здесь может быть несколько возможностей. Можно дать этот тест ответственным исполнителям фирм и
посмотреть, коррелирует ли он с их зарплатой. Возможно, этот тест будет коррелировать с оценкой
учителями честолюбия своих учеников. Проблема в том, что нет единого критерия, который
исследователь готов был бы принять за окончательный «истинный» ответ. Если тест коррелировал с
зарплатой ответственных исполнителей, это выглядело бы убедительным, но если нет, исследователь не
был бы склонен оценить этот тест как невалидный. В психологии личности это известно как проблема
критерия: не существует меры «истины», позволяющей признать тест валидным. Соответственно,
исследователь вместо этого пытается установить его конструктивную валидность.
Это осуществляется в самом процессе исследования. Ученый использует свою теорию и для
построения теста, и для прогнозирования вытекающих из нее следствий. Затем проводятся
исследования с использованием этого теста, чтобы проверить прогноз. В той степени, в которой
результаты нескольких конвергирующих исследований подтверждают предсказания теории, и эта
теория, и сам тест одновременно приобретает валидность. Чаще оказывается, что смешанные
результаты указывают на то, в каком направлении должны быть модифицированы и теория и тест.
В частности, Мак-Клелланд (McClelland, 1987) предложил теорию мотивации к достижениям,
которая, по его замыслу, должна была выявлять честолюбивых высокорезультативных индивидуумов в
любой сфере деятельности и объяснять их высокую мотивацию. Для проверки этих теоретических
предположений был разработан тест, оценивающий уровень мотивации к достижениям. Результаты
нескольких исследований показывают, что предсказания, согласно данной теории, подтверждаются для
мужчин, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не для женщин или индивидуумов,
занимающихся другими видами деятельности, например научными исследованиями. Соответственно,
теория была модифицирована для использования преимущественно по отношению к достижениям в
области предпринимательства, а тест был модифицирован таким образом, чтобы он являлся более
валидным и для женщин.
Оценка интеллектуальных способностей
Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял сэр Фрэнсис
Гальтон столетие назад. У натуралиста и математика Гальтона интерес к индивидуальным различиям
возник под влиянием эволюционной теории его двоюродного брата Чарльза Дарвина. Гальтон полагал,
что некоторые семьи обладают биологическим превосходством — они сильнее и умнее других.
Интеллект, рассуждал он, это вопрос исключительно сенсорных и перцептивных навыков,
передающихся от одного поколения к следующему. Поскольку вся информация приобретается
посредством органов чувств, то чем чувствительнее и точнее перцептивный аппарат индивида, тем он
умнее.
Hosted by uCoz