Navigation bar
  Print document Start Previous page
 421 of 700 
Next page End  

Вера Гальтона в наследуемость интеллекта привела его к предположению, что умственные
способности человечества можно повысить с помощью евгеники, или селективного производства
потомства. К счастью, он более известен благодаря применению статистики в исследованиях
интеллекта, чем проповедованию евгеники.
В 1884 году Гальтон применил набор тестов (для измерения таких переменных, как размер
черепной коробки, время реакции, острота зрения, слуховой порог и память на зрительные формы) для
обследования более 9000 посетителей Лондонской выставки. К своему разочарованию, он обнаружил,
что выдающиеся британские ученые не отличаются от обыкновенных граждан размером черепа и что
такие показатели, как скорость реакции, не особенно связаны с другими мерами интеллекта. Хотя его
тест оказался не очень удачным, Гальтон все же изобрел коэффициент корреляции, который, как мы
уже видели, играет важную роль в психологии.
Первые тесты, приближающиеся к современным тестам интеллекта, разработал французский
психолог Альфред Бине. В 1881 году французское правительство утвердило закон, по которому
посещение школы стало обязательным для всех детей. Раньше те, кто не справлялся с учебой,
оставались дома; теперь учителям пришлось справляться с широким диапазоном индивидуальных
различий. Чтобы извлечь пользу из принятой школьной программы, правительство попросило Бине
создать тест, позволяющий обнаруживать детей, которые слишком медленно соображали.
Бине предположил, что интеллект следует измерять при помощи задач, требующих рассуждения
и способностей к решению задач, а не перцептивно-моторных навыков. В сотрудничестве с другим
французским психологом Теофилом Симоном в 1905 году Бине опубликовал шкалу, которую он
пересмотрел в 1908 году и еще раз в 1911-м.
Бине рассуждал, что медленно соображающие или тупые дети похожи на нормальных детей с
задержкой умственного развития. Медленно соображающий ребенок должен справляться с тестами
аналогично нормальному ребенку меньшего возраста, тогда как умственные способности одаренного
ребенка будут соответствовать более старшему возрасту. Бине разработал шкалу тестов, включающую
компоненты возрастающей сложности и позволяющую измерять такие изменения в интеллекте,
которые обычно связываются с увеличением возраста. Чем выше по шкале поднимается ребенок,
правильно отвечая на вопросы теста, тем выше его умственный возраст (УВ). Понятие умственного
возраста было главным в методе Бине; с помощью этого метода можно было сравнивать УВ ребенка с
его хронологическим возрастом (ХВ), определяемым по дате рождения.
Шкала интеллекта Стэнфорд—Бине. Льюис Терман из Стенфордского университета
адаптировал пункты теста, предложенные первоначально Бине, для американских школьников. Он
стандартизировал применение теста и разработал возрастные нормы, предъявляя этот тест тысячам
детей. В 1916 году он опубликовал Стэнфордскую версию тестов Бине, известную теперь как шкала
интеллекта Стэнфорд—Бине (Stanford—Binet Intelligence Scale); она пересматривалась в 1937, 1960,
1972 и последний раз — в 1986 году. Несмотря на свой возраст, тест Стэнфорд-Бине — один из
наиболее часто применяемых.
Терман сохранил понятие умственного возраста, предложенное Бине. Каждый пункт теста был
нормирован но возрастам, то есть он соответствовал возрасту, при котором его проходит существенное
большинство детей. Умственный возраст ребенка определяется путем суммирования количества
пунктов, пройденных на каждом возрастном уровне. Кроме того, Терман принял удобный индекс
интеллекта, предложенный немецким психологом Вильямом Штерном. Этот индекс называется
коэффициентом интеллекта, широко известным как IQ (Intelligence Quotient). Он выражает интеллект
как отношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ):
100
ХВ
УВ
IQ
Число 100 используется как множитель, так что когда УВ равен ХВ, IQ будет равен 100. Если УВ
меньше ХВ, IQ будет меньше 100; если УВ больше ХВ, то IQ будет больше 100.
В последней версии теста Стэнфорд—Бине вместо показателя IQ используются оценки
возрастных стандартов. Их можно выражать в перцентилях, показывающих, сколько процентов
испытуемых в стандартизируемой группе попадают выше или ниже данного показателя (Thorndike,
Hage & Satter, 1986). И хотя концепция IQ все еще используется в тестировании интеллекта, последний
уже не вычисляется по приведенной формуле. Вместо этого используются таблицы перевода исходных
показателей теста в стандартные показатели, которые подобраны так, что в каждом возрасте средний
показатель равен 100.
В соответствии с современным взглядом на
интеллект как состоящий из различных
Hosted by uCoz