Navigation bar
  Print document Start Previous page
 422 of 700 
Next page End  

способностей, в версии 1986 года все задания Теста Стэнфорд—Бине разбиты на 4 большие группы в
соответствии с областями интеллекта: вербальное мышление, абстрактное/визуальное мышление,
количественное мышление и кратковременная память (Scatter, 1988). Для каждой группы существует
отдельный показатель; в табл. 12.2 приведены некоторые примеры пунктов теста, сгруппированные по
областям.
Таблица 12.2. Пункты теста Стэнфорд—Бине
Вербальное мышление
Словарь
Определяет слова, например «доллар» и «конверт»
Понимание
Отвечает на вопросы типа: «Где люди покупают еду?» и «Почему
люди причесывают волосы?»
Абсурдность
Определяет «смешной» аспект рисунка, например, изображения
девочки, едущей на велосипеде по озеру, или причесывающегося
лысого человека.
Вербальные отношения
Говорит, чем похожи первые три элемента последовательности и
чем они отличаются от четвертого: шарф, галстук, глушитель,
рубашка.
Количественное рассуждение
Количество
Выполняет простые арифметические задачи, такие как выбор
игральной кости с шестью очками, поскольку число очков равно
сумме очков на костях с двумя очками и с четырьмя.
Числовой ряд
Определяет следующие два числа в ряду, например: 20, 16, 12, 8, ?,
?
Построение уравнений
Строит уравнение из следующего набора символов: 2, 3, 5, +, =.
Например, 2 + 3 = 5
Абстрактное / визуальное мышление
Анализ структуры
Копирует простую конструкцию из кубиков.
Копирование
Копирует геометрический рисунок, показанный экзаменатором,
например прямоугольник, пересеченный двумя диагоналями.
Кратковременная память
Память на бусины
Когда ему показывают изображение бусин разной формы,
нанизанных на стержень, он по памяти воспроизводит эту
последовательность, нанизывая на стержень настоящие бусины.
Память на предложения
Повторяет за экзаменатором такие предложения, как «Время идти
спать» или «Кен нарисовал картинку своей маме на день
рождения».
Память на цифры
Повторяет за экзаменатором ряд цифр, например 5-7-8-3, в прямом
и обратном порядке
Память на объекты
Когда ему показывают по одному изображения отдельных
объектов, например часов и слона, находит эти объекты в том
порядке, в каком они встречаются на картинке, содержащей также
изображения посторонних предметов, например автобуса, клоуна,
слона, яиц, часов.
Типичные примеры пунктов шкалы интеллекта Стэнфорд—Бине для возраста 6-8 лет версии 1986 года.
<Рис. Тестовые материалы к шкале интеллекта Стэнфорд— Бине образца 1986 года.>
Шкалы интеллекта по Векслеру. В 1939 году Дэвид Векслер разработал новый тест, поскольку
полагал, что тест Стэнфорд—Бине слишком зависит от речевых способностей и, кроме того, не годится
для взрослых. Векслеровская шкала интеллекта взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS)
(1939, 1955, 1981) состоит из двух частей — вербальной шкалы и шкалы достижений, по которым
получаются раздельные показатели, а также интегральный показатель IQ. Пункты теста описаны в табл.
12.3. Позднее Векслер разработал аналогичный тест для детей, Векслеровскую шкалу интеллекта для
детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) (1958, 1974, 1991).
Таблица 12.3. Пункты Векслеровской шкалы интеллекта взрослых (WAIS)
Hosted by uCoz