Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 700 
Next page End  

(Churchland, 1990).
Культурная психология. Научная психология на Западе часто исходит из того, что у людей
разных культур психологические процессы одинаковы. Постепенно это допущение подвергается все
большему сомнению сторонниками культурной психологии — междисциплинарного движения, куда
входят психологи, антропологи, социологи и представители других общественных наук. Культурная
психология изучает то, как окружающая человека культурная среда — ее традиции, язык и
мировоззрение — влияет на его мысленные репрезентации и психические процессы.
Культурный подход можно проиллюстрировать примерами, в которых сопоставляются западная
и восточная культуры. На Западе, т. е. в Северной Америке и большей части Западной и Северной
Европы, мы представляем самих себя как самостоятельных, автономно действующих персон со своей
индивидуальностью, которая складывается из наших конкретных способностей и личностных качеств.
Напротив, во многих восточных культурах — например, в Индии, Китае и Японии — акцент ставится
не на индивидуализме, а на взаимоотношениях людей друг с другом. Кроме этого, на Востоке
социальным ситуациям уделяют больше внимания, чем на Западе. Эти различия приводят к тому, что
восточные люди истолковывают поступки другого человека иначе, чем западные. Восточные люди
объясняют поступки человека не только его личными особенностями, а скорее социальной ситуацией, в
которой проявилось его поведение. Это коренным образом влияет на знакомую нам проблему
приписывания личностных качеств. Вследствие их меньшей склонности к приписыванию личностных
качеств индийские испытуемые, например, с меньшей вероятностью, чем американские, совершают
фундаментальную ошибку атрибуции (Miller, 1984).
Различия между Востоком и Западом, проявляющиеся в объяснении поведения, важны также в
педагогике. Благодаря предрасположенности к коллективизму азиатские школьники более склонны к
совместному обучению, чем американские. Методика группового обучения может оказаться полезной,
и это частично объясняет, почему азиатские школьники превосходят своих американских сверстников
по математике и некоторым другим предметам. Кроме того, когда у американского школьника
возникают трудности с математикой, то ученик и его учитель относят их на счет способностей ученика;
при аналогичной ситуации в японской школе учитель и ученик с большей вероятностью обращаются к
ситуации, т. е. ко взаимодействию учитель—ученик в контексте обучения, чтобы объяснить плохие
результаты (Stevenson, Lee & Graham, 1993).
---
Современные голоса в психологии
Эгоистичны ли мы по своей природе?
Биологически мы эгоистичны
Джордж Дж. Уильямс, Нью-Йоркский государственный университет, Стоуни Брук
Да, с узкой биологической точки зрения мы эгоистичны, но это следует принимать во внимание
и при обсуждении человеческого поведения, этики и связанных с ней тем (Williams, 1996: главы 3 и 9).
Эгоистичность нашего поведения заложена на генетическом уровне. Крайний эгоизм - это необходимое
условие существования самих генов. Из поколение в поколение передаются только лучшие из них. Для
этого они должны способствовать формированию наиболее полноценного организма (животного или
человека), который сможет передавать свои гены большему количеству потомства, чем другие члены
популяции. В этом генетическом соперничестве побеждают те индивиды, которые, сумев дожить до
зрелого возраста, успешно борются за необходимые для репродукции ресурсы (т. е. пищу, места
обитания, партнеров и т. д.).
Таким образом, мы несомненно эгоистичны, но это не означает, что мы не можем быть
бескорыстными в обычном смысле этого слова. Люди действительно часто помогают друг другу в
различных жизненных ситуациях. Для понимания такого поведения с точки зрения биологии
необходимо учитывать условия, в которых оно проявляется. Наиболее очевидным примером заботы
служит отношение родителей к потомству. Естественным объяснением такого поведения является то,
что гены не передадутся дальше, если родители не будут помогать своим отпрыскам: млекопитающие
должны выкармливать детенышей; птицы приносить пищу птенцам; растения поставлять оптимальное
количество питательных веществ в семена. Впрочем, подобная забота отнюдь не является неким общим
стремлением взрослых особей помогать более молодым. Существуют механизмы, при помощи которых
Hosted by uCoz