Navigation bar
  Print document Start Previous page
 430 of 700 
Next page End  

ранжирует набор личностных качеств по 9-балльной шкале. И в самом деле, по желанию исследователя
такое ранжирование можно применить. Но есть важное различие. При заполнении оценочных шкал
оценивающий неявно сравнивает данного индивида с другими (например, оценка «очень
дружественный» означает, что данный индивид является очень дружественным в сравнении с другими
индивидами). При проведении же Q-классификации оценивающий явным образом сравнивает каждое
качество с другими качествами того же индивида (например, помещение карточки «дружественный» в
кучку 9 означает, что по сравнению с другими качествами дружественность выделяется как особенно
характерная для данного индивида).
Две Q-классификаци можно сравнить друг с другом количественно, вычислив между ними
корреляцию и тем самым оценив, насколько два индивида сходны между собой по общей конфигурации
личности. Если две Q-классификации сделаны для одного индивида в разное время, тогда корреляция
между ними позволяет оценить повторную надежность Q-классификации или сохранность общего
профиля личности данного индивида во времени. Если две Q-классификации являются описаниями
одного индивида, сделанными двумя оценщиками, то наличие корреляции между ними показывает
межоценочную надежность Q-классификации, то есть то, насколько одинаково эти два оценщика
воспринимают данного индивида. (Например, при консультировании по вопросам брака бывает полезно
оценить, насколько члены супружеской пары сходятся или расходятся в своих восприятиях друг друга.)
Наконец, если одна Q-классификация является описанием некоторого гипотетического типа личности,
то корреляция между Q-классификацией для некоторого индивида и гипотетической классификацией
позволяет оценить, насколько данный индивид близок к типу гипотетической личности. Например, по
просьбе исследователя клинический психолог построил Q-классификацию гипотетической «оптимально
приспособленной личности». Тогда корреляцию между Q-классификацией для некоторого человека и
этой гипотетической классификацией можно прямо интерпретировать как показатель
приспособленности (Block, 1961/1978, 1971).
Оригинальное использования методы Q-сортировки (классификации) обсуждается в рубрике «На
переднем крае психологических исследований». Мы рассмотрим другие примеры методов тестирования
личности в главе 13, где будем обсуждать теории личности. В оставшейся части данной главы мы
вернемся к вопросам интеллекта и исследуем некоторые новые теории, воплощающие новый подход к
исследованиям интеллекта.
Новейшие теории интеллекта
До 60-х годов в исследованиях интеллекта преобладал факторный подход. Однако с развитием
когнитивной психологии с ее акцентом на моделях обработки информации (см. гл. 9) возник новый
подход. Разные исследователи определяют его несколько по-разному, но основная идея состоит в том,
чтобы объяснить интеллект на языке когнитивных процессов, протекающих при выполнении нами
интеллектуальной деятельности (Hunt, 1990; Carpenter, Just & Shell, 1990). Информационный подход
ставит следующие вопросы:
1. Какие умственные процессы участвуют в выполнении различных тестов на интеллект?
2. Насколько быстро и точно эти процессы осуществляются?
3. Какого рода мысленные представления информации используются в этих процессах?
Вместо того чтобы объяснять интеллект в терминах факторов, информационный подход
стремится определить, какие умственные процессы стоят за разумным поведением. Он предполагает,
что индивидуальные различия в решении той или иной задачи зависят от конкретных процессов,
привлекаемых для ее решения разными индивидами, и от скорости и точности этих процессов. Целью
является использовать информационную модель конкретной задачи для отыскания мер,
характеризующих участвующие в этой задаче процессы. Эти меры могут быть очень простыми,
например время реакции на множество элементов выбора, или скорость реакции испытуемого, или
движения глаз и вызванные в коре потенциалы, связанные с этой реакцией. Используется любая
информация, необходимая для оценки эффективности каждого составляющего процесса.
Теория множественного интеллекта Гарднера
Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве
радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на
Hosted by uCoz