Navigation bar
  Print document Start Previous page
 431 of 700 
Next page End  

способность к логическим размышлениям.
Гарднер был поражен разнообразием ролей взрослых представителей различных культур —
ролей, базирующихся на самых разнообразных способностях и навыках, в равной степени необходимых
для выживания в соответствующих культурах. На основании своих наблюдений он пришел к выводу,
что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество
различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях. Гарднер
определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную
конкретными культурными особенностями или социальной средой» (1993, р. 15). Именно
множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль
врача, фермера, шамана и танцора (Gardner, 1993a).
Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство,
находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы
мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, p. 155). Он считает,
что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и
действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним
относятся: а) лингвистический; б) логико-математический; в) пространственный; г) музыкальный; д)
телесно-кинестетический и е) личностный модули. Первые три модуля — знакомые нам компоненты
интеллекта, и они измеряются стандартными тестами на интеллект. Последние три, по мнению
Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех
типах и фактически исключило остальные. Эти виды интеллекта описаны более подробно в табл. 12.6.
Таблица 12.6. Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы,
ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и
прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов,
связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра
(качественных характеристик) звука.
3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения
между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, то есть к абстрактному
мышлению.
4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную
информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным
стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно
перемещать и вращать эти образы.
5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении
задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и
способность манипулировать внешними объектами.
6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства,
намерения и мотивы.
7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между
чувствами, взглядами и намерениями других людей.
(Адаптировано из: Gardner, Kornhaber & Wake, 1996)
В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность
воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более
важен, чем логико-математический. Телесно-кинестетический интеллект включает контроль за своим
телом и способность умело манипулировать предметами: примерами являются танцоры, гимнасты,
ремесленники и нейрохирурги. Личностный интеллект состоит из двух частей. Внутриличностный
интеллект есть способность следить за своими чувствами и эмоциями, различать их и использовать эту
информацию для направления своих действий. Межличностный интеллект — это способность замечать
и понимать нужды и намерения других и следить за их настроением с целью предсказания их
дальнейшего поведения.
<Рис. Согласно теории множественных интеллектуальных способностей Гарднера, эти три
индивидуума (ученый-математик, скрипач, рыбак в море) демонстрируют различные виды
Hosted by uCoz