Navigation bar
  Print document Start Previous page
 432 of 700 
Next page End  

интеллекта: логико-математический, музыкальный и пространственный.>
Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем
когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о
случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного
развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а
другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых представителей
различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта. Хотя
все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности
интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых
интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные
различия между людьми.
Как мы отмечали, обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее
валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Меры других
способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые
люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими
неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение
(Kornhaber, Krechevsky & Gardner, 1990). Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к
«интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям
продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на
листе бумаге, например таких, как составление друг с другом различных элементов для демонстрации
навыков пространственного воображения.
Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
Одно из критических замечаний в адрес теории Гарднера указывает на то, что высокий уровень
способностей, относящихся к любому из выделяемых им проявлений интеллекта, как правило,
коррелирует с высоким уровнем способностей, касающихся и других проявлений интеллекта; то есть
что ни одна из специфических способностей не является полностью независимой от других (Messick,
1992; Scarr, 1985). Кроме того, психолог Майк Андерсон указывает на то, что Гарднер недостаточно
четко определяет природу множественных интеллектуальных способностей — он называет их «то
формами поведения, то когнитивными процессами, то структурами мозга» (1992, р. 67). Вследствие
этой неопределенности Андерсон попытался разработать теорию, базирующуюся на идее общего
интеллекта, выдвигаемой Терстоуном и другими авторами.
Теория Андерсона гласит, что индивидуальные различия, касающиеся интеллекта и связанных с
индивидуальным развитием изменений в уровне интеллектуальной компетентности, объясняются рядом
различных механизмов. Различия в интеллекте являются следствием различий «базовых механизмов
переработки информации», предполагающих участие мышления и, в свою очередь, приводящих к
овладению знаниями. Скорость, с которой протекают процессы переработки, варьируется у различных
индивидуумов. Так, индивидуум с медленно функционирующим базовым механизмом переработки,
вероятно, будет испытывать большие трудности при овладении новыми знаниями, чем индивидуум с
быстро функционирующим механизмом переработки. Это эквивалентно утверждению, что медленный
механизм переработки является причиной низкого уровня общего интеллекта.
Однако Андерсон отмечает, что существуют когнитивные механизмы, не характеризующиеся
индивидуальными различиями. Например, лица, страдающие синдромом Дауна, возможно, будут не в
состоянии сложить два и два, однако они осознают, что другие люди имеют убеждения и действуют
исходя из этих убеждений (Anderson, 1992). Механизмы, обеспечивающие такие универсальные
способности, получили название «модулей». Каждый модуль функционирует независимо, производя
сложные вычисления. Модули не подвержены влияниям базовых механизмов переработки; в принципе,
они являются автоматическими. По мнению Андерсона, именно созреванием новых модулей
объясняется рост когнитивных способностей в процессе индивидуального развития. Например,
созреванием модуля, ответственного за речь, объясняется развитие способности говорить полными
(развернутыми) предложениями.
Согласно теории Андерсона, помимо модулей интеллект включает две «специфические
способности». Одна из них связана с пропозициональным мышлением (языковое математическое
выражение), а другая — со зрительным и пространственным функционированием. Андерсон полагает,
что задачи, требующие этих способностей, выполняются «специфическими процессорами». В отличие
Hosted by uCoz