Navigation bar
  Print document Start Previous page
 436 of 700 
Next page End  

теории интеллекта предполагает дальнейшее изучение сложных взаимодействий между
биологическими и средовыми факторами, находящимися в центре современных психологических
исследований.
Резюме
1. Представители поведенческих наук, как правило, количественно оценивают степень отличия
одной группы людей от другой на основе определенной меры личностного качества или способности,
вычисляя дисперсию полученных показателей. Чем сильнее различаются между собой индивиды в
группе, тем выше дисперсия. Затем исследователи могут определить, какая часть этой дисперсии
объясняется той или иной причиной. Доля дисперсии некоторого признака, объясняемая (или
вызываемая) генетическим различием индивидов, называется наследуемостью этого признака.
Поскольку наследуемость — это доля, она выражается числом от 0 до 1. Например, наследуемость
роста составляет около 0,90: различия роста людей почти целиком объясняются их генетическими
различиями.
2. Наследуемость можно оценить путем сравнения корреляций, полученных для пар идентичных
близнецов (у которых все гены общие), и корреляций, полученных для пар родственных близнецов (у
которых в среднем общей является примерно половина генов). Если по некоторому признаку пары
идентичных близнецов более схожи, чем пары родственных, значит, у этого признака есть генетическая
составляющая. Наследуемость можно также оценить по корреляции внутри идентичных пар близнецов,
выросших порознь друг от друга в разном окружении. Всякая корреляция внутри таких пар должна
объясняться их генетическим сходством.
3. Наследуемость часто истолковываются неверно; поэтому необходимо учитывать, что: а) она
указывает различие между индивидами. Она не показывает, какая часть того или иного признака у
индивида является следствием генетических факторов; б) она не является фиксированным атрибутом
признака. Если что-либо влияет на изменчивость признака в группе, то наследуемость также меняется;
в) наследуемость показывает дисперсию в группе. Она указывает источник среднего различия между
группами; г) наследуемость показывает, насколько изменения в окружении могут изменить средний
показатель признака в популяции.
4. Генетические факторы и факторы окружения не действуют независимо при формировании
личности, но тесно переплетены с момента рождения. Поскольку и личность ребенка, и его домашнее
окружения являются функцией родительских генов, существует встроенная корреляция между
генотипом ребенка (унаследованными особенностями личности) и этим окружением.
5. К трем динамическим процессам взаимодействия личности и окружения относятся: а)
реактивное взаимодействие: разные индивиды по-разному переживают и интерпретируют действие
одного и то же окружения и по-разному на него реагируют; б) вызванное взаимодействие: личность
индивида вызывает у других людей различные реакции; в) проактивное взаимодействие: индивиды
сами выбирают и создают свое окружение. По мере взросления ребенка роль проактивного
взаимодействия возрастает.
6. В исследованиях близнецов был выявлен ряд загадочных обстоятельств: наследуемость,
оцениваемая по идентичным близнецам, выросшим порознь, значительно выше, чем оцениваемая при
сравнении идентичных и родственных близнецов. Идентичные близнецы, выросшие порознь, столь же
схожи друг с другом, как и близнецы, выросшие вместе, но сходство родственных близнецов и простых
братьев и сестер со временем уменьшается, даже если они росли вместе. Частично это объясняется,
видимо, тем, что когда все гены общие, они более чем вдвое эффективнее, чем когда общих генов
только половина. Эти закономерности могут также частично объясняться тремя процессами
взаимодействия личности и окружения (реактивным, вызванным и проактивным).
7. За вычетом генетического сходства, дети из одной семьи схожи не более, чем дети, случайно
выбранные из группы. Это означает, что те переменные, которые обычно изучаются психологами
(особенности воспитания и социоэкономическое положение семьи), практически не вносят вклад в
межиндивидуальные различия. Исследователям следует плотнее заняться различиями детей внутри
одной семьи. Этот результат может также частично объясняться тремя процессами взаимодействия
личности и окружения.
8. От тестов, предназначенных для оценки интеллекта и личности, требуется, чтобы они давали
повторяемые и согласованные результаты (надежность) и измеряли именно то, для чего они созданы
Hosted by uCoz