Navigation bar
  Print document Start Previous page
 443 of 700 
Next page End  

на мысли и поведение. Эта топографическая модель была первой попыткой Фрейда «составить карту»
человеческой психики. Он не первым открыл бессознательные мысленные влияния — еще Шекспир
включал их в свои пьесы, но Фрейд отвел им первостепенную роль в повседневном функционировании
нормальной личности.
С акцентом Фрейда на бессознательных процессах была тесно связана его убежденность в
детерминизме человеческого поведения. Доктрина психологического детерминизма предполагает, что
все мысли, эмоции и действия имеют свою причину. Фрейд считал, что не только все психологические
события причинно обусловлены, но и что большинство из них вызваны неудовлетворенными
потребностями и бессознательными желаниями. В одной из своих ранних публикаций
(«Психопатология обыденной жизни», 1901) Фрейд утверждал, что сны, юмор, забывание и обмолвки
(«фрейдовские оговорки») — все это служит для облегчения психической напряженности путем
высвобождения подавленных импульсов и удовлетворения неосуществленных желаний.
Собрание сочинений Фрейда включает 24 тома. Его первая, и главная, работа «Толкование снов»
была опубликована в 1900 году, а последний трактат «Очерк психоанализа» — в 1940-м, через год
после его смерти. Здесь мы сможем только в самом общем виде очертить его теорию личности.
Структура личности
Фрейд обнаружил, что его топографическая модель слишком проста для описания личности
человека, и продолжал развивать модель строения, в которой личность делилась на три основные
взаимодействующие системы, управляющие человеческим поведением: ид («оно»), эго (Я) и суперэго
(сверх-Я).
Ид
— наиболее примитивная часть личности, из которой позднее развиваются эго и суперэго.
«Оно» есть у новорожденного и состоит из основных биологических импульсов (или потребностей):
нужды в еде, питье, удалении отходов, избегании боли и получении сексуального (чувственного)
удовольствия. Фрейд полагал, что к основным биологическим потребностям относится также агрессия
(см. гл. 11). Фактически он считал, что сексуальные и агрессивные потребности являются самыми
важными инстинктами, определяющими всю жизнь личности. «Оно» требует немедленного
удовлетворения этих импульсов. Подобно маленькому ребенку, «оно» руководствуется принципом
удовольствия: стремится получать удовольствие и избегать боли, невзирая на внешние обстоятельства.
Эго. Дети вскоре узнают, что их импульсы не могут всегда удовлетворяться немедленно. Голоду
придется подождать, пока кто-то не достанет еду. Освобождение прямой кишки или мочевого пузыря
должно быть отложено, пока мы не дойдем до туалета. За некоторые импульсы (например, за игру со
своими гениталиями или за битье кого-нибудь) родитель может наказать. Эго — новая часть личности,
которая развивается по мере того, как маленький ребенок научается учитывать требования реальности.
Эго подчиняется принципу реализма: удовлетворение импульсов следует отложить до наступления
подходящей ситуации. По сути, эго — «ответственный исполнитель» личности: оно решает, какие
действия являются подходящими и какие импульсы от «оно» следует удовлетворить и каким именно
способом. Эго является посредником между требованиями «оно», реалиями мира и требованиями
суперэго.
Суперэго. Третья часть личности суперэго, которое судит о правильности или
неправильности действий. Вообще, суперэго — это перенесенная вовнутрь репрезентация ценностей и
морали общества; оно включает совесть индивида, а также его представления о морально идеальном
человеке (называемом идеалом эго).
Суперэго развивается в ответ на вознаграждения и наказания со стороны родителей. Поначалу
родители контролируют поведение ребенка непосредственно, путем вознаграждения и наказания.
Включая родительские стандарты в свое суперэго, ребенок ставит поведение под свой контроль.
Ребенку уже не нужно, чтобы кто-то говорил ему, что красть неправильно, — это ему скажет суперэго.
Нарушение стандартов суперэго или даже импульс, направленный на это, создает тревожность —
первоначально это была боязнь потерять любовь родителей. Согласно Фрейду, эта тревожность в
основном бессознательная, но может переживаться как чувство вины. Если родительские стандарты
откровенно жесткие, человеком может овладеть чувство вины и он начнет подавлять все агрессивные
или сексуальные импульсы. Напротив, индивид, которому не удается включить в свое суперэго какие-
либо стандарты приемлемого социального поведения, может чрезмерно себе потворствовать или
вовлекаться в криминальное поведение. Говорят, что у такого человека слабое суперэго.
Часто эти три составляющих личности противостоят друг другу: эго откладывает
Hosted by uCoz