Navigation bar
  Print document Start Previous page
 445 of 700 
Next page End  

Развитие личности
Фрейд полагал, что в течение первых 5 лет жизни индивид проходит несколько этапов развития,
влияющих на его личность. Исходя из широкого определения сексуальности, он назвал эти периоды
психосексуальными стадиями. На каждой из них исходящие от «оно» импульсы к поиску удовольствия
сосредоточиваются на определенном участке тела и на действиях, относящихся к этому участку.
Первый год жизни Фрейд называл оральной стадией психосексуального развития. В течение
этого периода младенец получает удовольствие от кормления грудью и сосания и начинает класть в рот
все, до чего может дотянуться. Второй год жизни Фрейд считал началом анальной стадии и полагал, что
в это время дети находят удовольствие в удержании и выбросе фекалий. Эти удовольствия вступают в
противоречие с родителями, пытающимися научить их ходить в туалет; здесь ребенок впервые
знакомится с навязанным контролем. Во время фаллической стадии, длящейся примерно от 3 до 6 лет,
дети начинают получать удовольствие от ласкания своих гениталий. Они наблюдают разницу между
мужчинами и женщинами и начинают направлять свои пробуждающиеся сексуальные импульсы на
родителя противоположного пола.
Именно на фаллической стадии ребенку предстоит разрешить эдипов конфликт. Наиболее четко
Фрейд описал этот конфликт на примере мальчиков. Примерно в возрасте 5-6 лет сексуальные
импульсы мальчика направлены на мать. Это заставляет его видеть в отце соперника в своей
привязанности к матери. Эту ситуацию Фрейд назвал эдиповым конфликтом — по пьесе Софокла, в
которой царь Эдип по неведению убил своего отца и женился на своей матери. Согласно Фрейду,
мальчик также боится, что его отец отплатит ему за эти импульсы, кастрировав его. Фрейд назвал это
беспокойство страхом кастрации и считал его прототипом всех более поздних видов тревожности,
вызванной запрещенными внутренними желаниями. При нормальном развитии мальчик одновременно
снижает эту тревожность, косвенно удовлетворяя свои чувства к матери путем идентификации себя с
отцом; идентификация осуществляется путем интернализации идеализированных восприятий
склонностей и ценностей своего отца. У девочки такой же процесс идентификации со своей матерью
протекает аналогично, но он сложнее и даже более противоречив.
Согласно психоаналитической теории, ребенок разрешает эдипов конфликт путем
идентификации себя с родителем того же пола.
Hosted by uCoz