Navigation bar
  Print document Start Previous page
 447 of 700 
Next page End  

сдерживания этих аспектов в бессознательном.
Как и Фрейд, Салливан считал, что переживания раннего детства играют важную роль в
развитии личности. Однако он полагал, что личность продолжает развиваться и после окончания
периода детства. Он выделял семь стадий развития личности: младенчество, детство, подростковый
возраст, предъюношеский возраст, ранняя юность, поздняя юность, зрелость, — и утверждал, что
наступление каждой из стадий определяется преимущественно социальными факторами. Это означает,
что хотя индивидуум может проходить через ту или иную стадию определенным образом в силу
присущих ему биологических факторов, основное влияние на его развитие оказывают типичные
ситуации, которые встречаются в его жизни в данном возрасте. Таким образом, взгляды Салливана на
развитие личности существенно отличаются от биологической в своей основе теории Фрейда.
Все психологи, отошедшие от учения Фрейда, а также более поздних теоретиков психоанализа,
придавали большое значение роли эго. Они полагали, что эго присутствует уже в момент рождения,
развивается независимо от ид и выполняет иные функции помимо нахождения реалистичных путей
удовлетворения импульсов ид, включающие умение справиться со своим окружением и придание
смысла своему опыту. Удовлетворение запросов эго включает исследование, манипулирование и
навыки выполнения стоящих перед индивидуумом задач. Данная концепция более тесно связывает эго с
когнитивными процессами.
<Рис. Современные представители психоаналитической теории считают, что эго выполняет и
другие функции помимо поиска способов удовлетворения импульсов ид («оно»). Эти функции включают
обучение тому, как совладать с окружающей средой и придать смысл своему опыту.>
Важной составляющей нового подхода является теория объектных отношений, рассматривающая
привязанности и взаимодействия индивидуума с другими людьми на протяжении жизни. Сторонники
теории объектных отношений не отвергают концепции ид, как и значения биологических побуждений в
мотивации поведения, однако они в равной степени проявляют интерес к таким вопросам, как уровень
психологической независимости от родителей, глубина привязанности к другим людям и забота о них в
противовес озабоченности лишь собственным Я, а также степень развития чувства самооценки и
соперничества с другими.
Хотя мы не говорили об этом, но теория стадий развития Эрика Эриксона, обсуждавшаяся в
главе 3, является примером пересмотренной психоаналитической теории. Сам Эриксон учился
психоанализу у Анны Фрейд, и свои собственные взгляды он считал развитием теории Фрейда, а не ее
изменением. Он рассматривал этапы развития не как психосексуальные, а как психосоциальные стадии,
включающие в основном процессы эго. Для Эриксона важной особенностью первого года жизни была
не сосредоточенность на оральном удовлетворении, а то, что ребенок научается доверять (или не
доверять) своему окружению как источнику удовлетворения потребностей. Важная особенность
второго года жизни — не в сосредоточенности на анальных интересах, таких как хождение в туалет, а в
том, что ребенок научается самостоятельности. Обучение туалету просто оказывается частой ареной
конфликтов, на которой стремящийся к автономии ребенок сталкивается с новыми требованиями
подчинения родителям. В теории Эриксона введены также еще несколько стадий, охватывающих весь
период жизни.
Проективные тесты
Фиксированная структура опросников личности — конкретные вопросы, на которые человек
должен ответить, выбрав один из предложенных ответов, — не вполне подходит для оценки некоторых
аспектов личности. Например, специалистов по психологии личности, следующих психоаналитической
традиции (см. гл. 13), особенно интересует оценка бессознательных желаний, мотивов и конфликтов.
Соответственно, они предпочитают тесты, сходные с фрейдовским методом свободных ассоциаций, при
котором индивид свободно высказывает все, что приходит на ум. Для этого были разработаны
проективные тесты. Они представляют собой неоднозначные стимулы, на которые человек может
реагировать, как ему хочется. Поскольку стимул неоднозначный и не требует конкретной реакции,
предполагается, что индивид проецирует свою личность на этот стимул и таким образом узнает что-то о
себе. Проективные тесты оказались полезны не только в теории психоанализа, но и в других областях.
Две наиболее широко известные проективные методики — это тест Роршаха (Rorshach Test) и тест
тематической апперцепции (Thematic Apperception Test, TAT).
Тест Роршаха. Тест Роршаха, разработанный швейцарским психиатром Германом Роршахом в
20-х годах, состоит из 10 карточек, на каждой из которых изображено довольно сложное чернильное
Hosted by uCoz