Navigation bar
  Print document Start Previous page
 448 of 700 
Next page End  

пятно, подобное тому, что показано на рис. 13.2. Некоторые из пятен цветные, некоторые — черно-
белые. Испытуемого просят рассматривать карточки по одной и сообщать обо всем, на что похоже
чернильное пятно. После того как испытуемый просмотрит все 10 карточек, эксперт обычно
анализирует каждый ответ и просит испытуемого пояснить некоторые реакции и сказать, какие части
пятна дают то или иное впечатление.
Рис. 13.2. Чернильное пятно Popшаха. Индивидуума просят сказать, что он или она видит в
пятне, которое можно рассматривать под любым углом.
Ответы испытуемого можно оценить разными способами. Есть и три основные категории
ответов: локализация (относится ли ответ ко всему пятну или только к его части), детерминанты (на что
реагирует испытуемый: на форму пятна, его цвет или различия в текстуре и тени) и содержание (что
отражает ответ). Большинство тестирующих оценивают также ответы по частоте их встречаемости;
например, ответ является «популярным», если многие люди приписывают его одному и тому же пятну.
На основе этих категорий были разработаны несколько сложных систем подсчета. Но у
большинства из них прогнозируемость оказалась невысокой. Поэтому многие психологи основывают
свои интерпретации на оценке своего впечатления от записанного ответа, а также на отношении
испытуемого к тестовой ситуации (например, проявляет ли индивид скрытность, открытость,
противодействие, сотрудничество и т. д.).
В 1974 году была введена система, позволявшая выделить валидные части всех методов подсчета
и объединить их в законченное целое. Она подверглась обширному пересмотру и теперь
предоставляется в виде услуги по компьютерному подсчету и программному обеспечению для
микрокомпьютеров (Exner, 1986). Хотя эта система выглядит более обещающей, чем предыдущие,
проведено еще мало исследований, чтобы с какой-либо уверенностью оценить ее валидность.
Тест тематической апперцепции. Другой популярный проективный тест тест тематической
апперцепции (ТAT) — был разработан в Гарвардском университете в 30-х годах Генри Мюрреем.
Испытуемому показывают 20 неоднозначных изображений людей и сцен, сходных с рис. 13.3, и просят
составить о каждом рассказ. Испытуемого поощряют дать волю своему воображению и рассказывать
любую историю, какая придет на ум.
Рис. 13.3. Тематический апперцепционный тест. Данная картинка сходна с изображениями,
используемыми в тематическом апперцепционном тесте. Картинки, как правило, содержат элементы
неопределенности, так что индивидуум может «увидеть» в них то, что фактически относится к
Hosted by uCoz