Navigation bar
  Print document Start Previous page
 449 of 700 
Next page End  

области его личного опыта или воображения.
Этот тест направлен на выявление основных тем, повторяющихся в продуктах воображения,
разыгрываемого человеком. Апперцепция — это готовность воспринимать нечто определенным
образом, сложившаяся на основе предшествующего опыта. Люди интерпретируют неоднозначные
картинки согласно своим апперцепциям и строят рассказ, пользуясь предпочитаемыми сюжетами или
темами, отражающими личные фантазии. Если испытуемого беспокоят те или иные проблемы, они
могут проявиться в ряде его рассказов или в заметных отклонениях от обычной тематики в одном-двух
рассказах. Посмотрев на картинку, сходную с рис. 12.3, мужчина 21 года рассказал следующее:
«Она подготовила эту комнату к чьему-то приходу и открывает дверь, чтобы последний раз
оглядеть ее. Возможно, она ожидает прихода домой своего сына. Она пытается разместить все так, как
было, когда он ушел. У нее, видимо, весьма тиранический характер. Она направляла жизнь своего сына
и намерена приняться за это снова, как только он вернется. Это просто ее отправное правило, и сын
определенно затерроризирован этой ее склонностью к чрезмерной заботе и снова соскользнет в ее
упорядоченный образ жизни. Он будет идти по жизни, тащась по колее, которую она для него
проложила. Все это отражает ее полное доминирование в его жизни, пока она не умрет» (Arnold, 1949,
р. 100).
Хотя на исходной картинке показана всего лишь женщина, стоящая в дверном проеме и
заглядывающая в комнату, готовность испытуемого говорить о своих отношениях с матерью навела его
на этот рассказ о доминировании женщины над ее сыном. Факты, полученные позднее, подтвердили
предположение клинициста, что этот рассказ отражал собственные проблемы испытуемого.
Анализируя ответы на карты ТАТ, психолог ищет периодически возвращающиеся темы, которые
могут вскрыть потребности индивида, его мотивы или характерный подход к межличностным
отношениям.
Недостатки проективных тестов. Были разработаны и многие другие проективные тесты. В
некоторых из них испытуемого просят нарисовать людей, дома, деревья и т. д. В других надо завершить
предложения, начинающиеся со слов «Мне часто хочется...», «Моя мать...» или «Я уже уходил, когда
они...». На самом деле основой проективного теста может служить любой стимул, на который человек
может реагировать индивидуально. Но большинство проективных тестов не были достаточно
исследованы, чтобы установить их полезность для оценки личности.
Тест Роршаха и ТАТ, напротив, исследовались весьма интенсивно. Результаты, однако, не всегда
были обнадеживающими. Надежность теста Роршаха вообще была плохой, поскольку интерпретация
ответов слишком зависит от суждения клинициста; один и тот же протокол теста два опытных эксперта
могут оценивать совершенно по-разному. А попытки показать, что тест Роршаха может прогнозировать
поведение и помогает выявить межгрупповые различия, были не слишком успешными. Единая система,
упомянутая выше, может оказаться более совершенной.
С ТАТ дело обстоит несколько лучше. При использовании конкретной системы подсчета
показателей (например, для измерения мотивов к достижению или агрессии) межоценочная надежность
оказывается довольно хорошей. Но связь показателей ТАТ с поведением в целом сложная. Здесь не
обязательно проявляется то, чем человек занят вне ситуации тестирования. Человек, в рассказах
которого есть агрессивная тематика, на самом деле может не вести себя агрессивно. Он может
компенсировать свою потребность в подавлении агрессивных тенденций, выражая такие импульсы в
фантазиях. Когда сдержанность в выражении агрессии и сила агрессивных тенденций оцениваются по
рассказам в ТАТ, связь с поведением становится более предсказуемой. Среди мальчиков, тестирование
которых обнаруживало их несдержанность, корреляция между количеством агрессии в рассказах ТАТ и
явной агрессией в поведении была равна 0,55. Среди мальчиков, для которых была характерна сильная
сдержанность, корреляция между количеством агрессивных тем и агрессией в поведении была 2,50
(Olweus, 1969).
Защитники тестов Роршаха и ТАТ отмечают, что неверно ожидать точных прогнозов,
основываясь только на ответах в тесте; реакции на чернильные пятна и темы рассказов имеют значение
только в свете дополнительной информации, такой как история жизни человека, данные других тестов и
наблюдения за поведением. Опытный клиницист использует результаты проективных тестов для
пробных интерпретаций личности индивида и затем подтверждает их или отбрасывает, в зависимости
от дополнительной информации. Эти тесты помогают указать возможные зоны конфликта, которые
стоит изучить.
Hosted by uCoz