Navigation bar
  Print document Start Previous page
 462 of 700 
Next page End  

Рис. 13.5. Тест репертуара ролевых конструктов. В каждом ряду индивидуум сравнивает
трех людей, указанных в верхней части таблицы, отмечая крестиком двух наиболее похожих друг на
друга. Он описывает, в чем состоит их сходство, в графе «конструкт». После этого он описывает,
чем третье лицо отличается от двух других, в графе «контраст». Данный индивидуум отмечает, что
он считает себя и свою мать остроумными людьми, в отличие от своего лучшего друга, которого он
считает лишенным чувства юмора. Процедура повторяется для каждого ряда таблицы.
Заметьте, что пара «конструкт—контраст» не обязательно включает логически
противоположные термины. Например, этот испытуемый мог обозначить себя и свою мать как
остроумных, а своего лучшего друга — как серьезного, или как интроверта, или как того, кто
предпочитает слушать шутки, а не шутить сам. Если именно так он построил для себя параметр,
состоящий из двух полюсов, значит, именно это Келли и хотел узнать. Реп-тест создан для оценки
конструктов индивида, а не психолога.
Эта процедура повторяется с несколькими другими триадами набора. Глядя на весь набор,
исследователь или психотерапевт может выделить ряд тем, характеризующих представления индивида
о мире. Например, у некоторых клиентов, прошедших эту процедуру, может обнаружиться, что они
видят весь мир в авторитарном свете; при этом будут неоднократно появляться такие параметры, как
сильный—слабый, могущественный—бессильный и т. п. Или может оказаться, что клиентка всегда
сравнивает себя с мужчиной, заполняя графу «конструкт», а в графу «контраст» помещает остальных
женщин.
Реп-тест — очень общая процедура и не ограничивается построением личности. Например,
индивида могут попросить рассмотреть триады, связанные с ситуациями или событиями (какие две из
них сходны между собой, но отличаются от третьей: сдача экзамена; поход на встречу с незнакомым
человеком; встреча с пауком). Эта методика оказалась полезной и для исследования конструктов
человека, и для целей консультирования. Есть даже специальные математические методы анализа такой
матрицы и выделения структурных особенностей личностного конструкта, например, степени его
когнитивной сложности.
Я-схемы
Схемы — это когнитивные структуры, с помощью которых мы воспринимаем, организуем,
перерабатываем и используем информацию. Благодаря использованию схем у каждого индивидуума
формируется система, позволяющая ему идентифицировать значимые для него компоненты окружения,
игнорируя все остальные. Схемы также обеспечивают структуру, в рамках которой организуется и
перерабатывается информация. Так, например, у большинства людей формируется материнская схема.
Поэтому когда человека просят описать собственную мать, ему легко это сделать, поскольку
соответствующая информация организована в виде строго упорядоченной когнитивной структуры.
Естественно, проще описать собственную мать, чем, скажем, женщину, о которой вы слышали, но
которую никогда не встречали.
Схемы относительно стабильны во времени, следствием чего является стабильность характерных
для нас способов восприятия и использования информации. Поскольку схемы различаются от одного
индивидуума к другому, люди перерабатывают одну и ту же информацию и соответственно ведут себя
Hosted by uCoz