Navigation bar
  Print document Start Previous page
 463 of 700 
Next page End  

по-разному. Таким образом, схемы могут быть использованы для объяснения индивидуальных
различий.
Вероятно, наиболее важной схемой является Я-схема, состоящая из «выводимых из
предыдущего опыта когнитивных обобщений относительно самого себя, которые организуют и
направляют процесс переработки информации, связанной с собственной личностью» (Markus, 1977, р.
64). Начиная с самого раннего возраста у каждого из нас формируются когнитивные репрезентации,
говорящие нам о том, кем мы являемся. Образующаяся в результате Я-схема включает наиболее
значимые для нас аспекты нашего поведения, оказывающие определяющее влияние на характерные для
нас способы переработки информации и взаимодействия с окружающим миром. Например, два
человека могут любить спортивный бег и литературу, но для одного из них поддержание физической
формы будет являться важной составляющей его Я-схемы, тогда как в Я-схеме другого более важное
место занимает начитанность. Поэтому первый из этих индивидуумов, вероятно, будет уделять больше
времени бегу, чем чтению, а для второго будет верно обратное.
<Рис. Различиями в схемах «я» обусловлены различия в поведении. Лица, в чью схему «я»
включено поддержание физической формы, с большей вероятностью будут регулярно делать
зарядку.>
Ядро Я-схемы составляет базовая информация, включающая имя человека, его внешность и
взаимоотношения со значимыми для него людьми. Однако с точки зрения индивидуальных различий
более важными оказываются специфические характеристики Я-схемы (Markus & Sentis, 1982; Markus &
Smith, 1981). Для индивидуума, в чьей Я-схеме центральное место занимают физические упражнения,
эти упражнения становятся «частью его я» и соответственно занимают важное место в его типичном
образе жизни. Для человека, который любит спортивный бег, но не рассматривает его как центральную
часть своего Я, оказывается достаточным периодически совершать пробежки в ближайшем парке.
Таким образом, различия в Я-схемах определяют различия в поведении.
Я-схемы не только направляют наше восприятие и переработку информации, но также
обеспечивают для нас общую структуру ее организации и хранения. Как и в случае описанной выше
материнской схемы, мы ожидаем, что люди смогут легче извлечь из памяти ту информацию, которая
включена в хорошо развитую схему. С целью проверки данной гипотезы был проведен эксперимент, в
котором студентам колледжа предъявлялась серия из 40 вопросов на видеоэкране (Rogers, Kuiper &
Kirker, 1977). Участников просили ответить на каждый вопрос как можно более быстрым нажатием
кнопки «да» или «нет». На тридцать из сорока вопросов можно было легко ответить без обращения к Я-
схеме; в них спрашивалось, например, напечатано ли слово заглавными буквами, рифмуется ли оно с
другим словом или имеет то же значение, что и другое слово. Оставшиеся 10 вопросов требовали от
участников решить, описывает ли данное слово их самих; исследователи предполагали, что в этих
случаях информация будет перерабатываться с участием Я-схемы.
Затем участников попросили вспомнить как можно больше из сорока предъявленных им слов.
Результаты свидетельствовали о том, что когда участники отвечали на вопросы, касающиеся самих
себя, они чаще оказывались в состоянии вспомнить эту информацию впоследствии. Исследователи
пришли к выводу, что участники перерабатывали эту информацию посредством Я-схем. Поскольку
информация, содержащаяся в Я-схеме, легко извлекается из памяти, слова, имеющие отношение к
самому себе, запоминаются легче, чем слова, перерабатываемые другими способами.
В ходе дальнейших исследований, когда участников спрашивали, описывает ли предъявляемое
слово экспериментатора (Kuiper & Rogers, 1979) или известную личность (Lord, 1980), они не могли
вспомнить эти слова так же легко, как слова, описывающие их самих. Таким образом, можно сделать
вывод, что благодаря более совершенной организации и доступности информации о самом себе
информация, содержащаяся в Я-схеме, лучше извлекается из памяти, чем информация, переработанная
другими способами (Karylowsky, 1990; Klein & Loftus, 1988; Klein, Loftus & Burton, 1989).
Теория гендерных схем, предложенная Сандрой Бем
Другая теория, основанная на концепции схем, была предложена Сандрой Бем. Данная теория
рассматривает особенности половой принадлежности индивидуумов как основу их способа организации
информации об окружающем мире.
В большинстве культур различия между мужчинами и женщинами являются фактором,
оказывающим существенное влияние на организацию многих аспектов повседневной жизни. От
мальчиков и девочек ожидается, что они не только овладеют навыками и формами поведения,
Hosted by uCoz