Navigation bar
  Print document Start Previous page
 479 of 700 
Next page End  

отделениями, разделенными перегородкой), быстро научаются прыгать в другое отделение, чтобы
избежать слабого удара током, подводимого к ногам через сетку на полу. Если за несколько секунд
перед подачей тока загорается свет, собака научается полностью избегать удара током, прыгая по
сигналу лампы в безопасное отделение. Однако если собака ранее побывала в другом ящике, где удары
током были непредсказуемы и неизбежны, где никакие ее действия не прекращали действие
электричества, то собаке было весьма трудно выучить реакцию избегания в новой ситуации, где она
была бы подходящей. Животное просто сидело в ящике-челноке и терпело раздражение током, хотя оно
могло прыгнуть в противоположное отделение и тем самым прекратить неудобство. Некоторые собаки
так этому и не научались, даже если экспериментатор показывал им нужную процедуру, перенося их
через барьер. Экспериментаторы заключили, что эти животные усвоили из предыдущего опыта, что они
беспомощны, избежать шока не могут, и поэтому даже в новой ситуации отказывались пытаться это
сделать. Эту приобретенную беспомощность животным было трудно преодолеть (Overmeier & Seligman,
1967).
У некоторых людей тоже развивается приобретенная беспомощность, характеризуемая апатией,
отстраненностью и бездействием в ответ на неконтролируемые события. Однако не у всех.
Первоначальную теорию приобретенной беспомощности пришлось изменить, чтобы принять в расчет
тот факт, что одни люди становятся беспомощными вслед за неконтролируемыми событиями, а других
вызов со стороны таких событий воодушевляет (Wortman & Brehm, 1975). Эта измененная теория будет
рассмотрена ниже.
Тем не менее первоначальный вариант теории приобретенной беспомощности помогает понять,
почему некоторые люди, встречаясь с трудностями, сдаются и оставляют все как есть. Например, со
ссылкой на эту теорию объясняли, почему заключенные нацистских концлагерей не восставали чаще
против своих захватчиков: они пришли к убеждению, что не в силах сделать что-либо со своим
пленением, и поэтому не пытались сбежать. Женщины, вступившие в брак с мужем, который их часто
избивает, не пытаются освободиться. Они часто говорят, что не в силах сделать что-либо с этой
ситуацией, потому что боятся того, что сделают их мужья, если они попытаются уйти, или что у них нет
экономической возможности содержать себя и своих детей.
<Рис. Теория приобретенной беспомощности может объяснить, почему женщины, которых
сильно бьют, не разрывают своих отношений, даже когда им есть куда уйти.>
Когнитивные нарушения
Помимо эмоциональных реакций на стресс, которые мы только что обсудили, у людей при
встрече с сильными стрессорами часто возникают существенные когнитивные нарушения. Им трудно
сосредоточиться и логически выстроить свои мысли. Они становятся легко отвлекаемыми. В результате
их способность решать задачи, особенно сложные, снижается.
Такое когнитивное нарушение может иметь две причины. Сильное эмоциональное возбуждение
может интерферировать с обработкой информации в мозге. Поэтому чем большую тревожность, гнев
или депрессию вызывает стресс, тем скорее возникнут когнитивные нарушения. Последние могут
происходить также из-за отвлекающих мыслей, возникающих у нас в голове при встрече со стрессором.
Мы обдумываем возможные причины действия, беспокоимся о последствиях наших действий и,
возможно, ругаем себя за неспособность лучше справиться с ситуацией. Например, студенты в
состоянии экзаменационной тревожности беспокоятся о возможной неудаче и о своей недостаточной
способности справиться с экзаменом. Они могут быть настолько заняты этими негативными мыслями,
что не выполняют указаний и не замечают или неверно понимают очевидную информацию,
содержащуюся в вопросах. При нарастании тревожности им трудно вспомнить факты, которые они
хорошо выучили.
Когнитивные нарушения во время стрессовых периодов часто заставляют людей жестко
придерживаться определенной схемы поведения, поскольку они не могут принять к рассмотрению
другие. Люди застревают в охваченном пламенем здании из-за того, что упорно пытаются открыть
наружу двери, которые открываются вовнутрь; в панике они были не в состоянии обдумать другие
возможные действия. Некоторые прибегают к старым детским схемам поведения, не подходящим к
ситуации. Осторожный человек может стать еще осторожнее и совершенно отстраниться, тогда как
агрессивный может потерять контроль и бездумно бросаться во все стороны.
Hosted by uCoz