Navigation bar
  Print document Start Previous page
 519 of 700 
Next page End  

Ганса, пятилетнего мальчика, у которого развился сильный страх лошадей. Фрейд интерпретировал
фобию мальчика как эдипов страх, предложив следующее объяснение: мальчик был влюблен в свою
мать, ревновал к ней ненавистного отца и хотел занять его место (эдипов комплекс). Он боялся, что
отец отомстит ему и кастрирует его. Тревога, явившаяся результатом этого конфликта, была
невыносимой, поскольку желания мальчика были неприемлемы для сознательной части его психики;
поэтому тревога была перемещена на безобидный объект (большую лошадь, когда Ганс увидел, как она
упала и начала отчаянно брыкаться на улице).
Свидетельства, приводимые Фрейдом в пользу своей интерпретации фобии Ганса, включали
ответы Ганса на серию наводящих вопросов о том, чего он «на самом деле» боится, а также того факта,
что у Ганса исчезли внешние признаки фобии после бесед с Фрейдом. Фрейд предположил, что Гансу
удалось понять истинные причины своей фобии, и это понимание и явилось исцеляющим фактором.
Однако критики Фрейда указывали на то, что Ганс никогда не проявлял никаких спонтанных реакций
или непосредственных признаков озабоченности по поводу своего отца, помимо боязни лошади. Они
также отмечали, что фобия Ганса исчезла постепенно, а не внезапно в результате некого понимания.
С наиболее суровой критикой фрейдовского анализа фобий выступили бихевиористы (Watson &
Rayner, 1920). Они утверждали, что фобии развиваются не на основе бессознательной тревоги, а в
результате классического и оперантного обусловливания. Многие фобии появляются в результате
травматических переживаний — у ребенка, который чуть не утонул, развивается фобия воды, у ребенка,
которого покусала собака, развивается фобия собак, подросток, осмеянный классом за то, что запнулся
во время устного сообщения, развивается фобия публичных выступлений. Во всех этих случаях ранее
нейтральный стимул (вода, собаки, публичные выступления) начинает ассоциироваться с
травматическими событиями (происшествие на воде, укусы или смущение), что порождает
тревожность. В результате классического обусловливания ранее нейтральный стимул теперь вызывает
реакцию тревоги. Кроме того, многие люди, страдающие от таких страхов, избегают объектов своих
фобий, поскольку это помогает им снизить уровень тревожности. Тем самым фобическое поведение
подкрепляется за счет механизмов оперантного обусловливания.
Хотя в некоторых случаях фобии развиваются в результате реальных драматических
переживаний, они могут также являться результатом научения косвенным путем — в процессе
наблюдения (Bandura, 1969; Mineka et al., 1984). Родители, имеющие определенные страхи, часто
передают их своим детям. Ребенок, наблюдающий за тем, как родители проявляют реакции страха в тех
или иных ситуациях, начинает реагировать аналогичным образом в подобных ситуациях. Этот факт
подтверждается исследованиями, показывающими, что фобии, очевидно, являются семейственными
заболеваниями (Fyer et al., 1993). Однако остается неясным, вызвано ли это тем, что дети обучаются
фобиям у своих родителей, либо отчасти обусловлено генетической передачей фобий.
Руководствуясь теориями поведения, специалистам удалось научиться успешно излечивать
различные фобии, тем самым обеспечив дополнительное подтверждение этих теорий. С другой
стороны, методы лечения, основанные на психодинамических теориях фобий, являются по большей
части безуспешными.
Обсессивно-компульсивные расстройства
Человек каждую ночь встает с постели несколько раз и проверяет, все ли двери закрыты. По
возвращении в кровать его начинает мучить мысль, что одну дверь он пропустил. Другой человек из
опасения заразиться микробами принимает три-четыре душа подряд, каждый раз обрабатывая свое тело
специальным дезинфектантом. У женщины периодически возникает мысль, что она поранит своего
младенца, и ее охватывает паника всякий раз, когда ей приходится пользоваться ножницами или
ножами. Девочка-подросток всегда опаздывает в школу, поскольку чувствует, что ее что-то принуждает
повторить многие свои действия (заменить щетку на туалетном столике, разложить в порядке школьные
принадлежности в своем портфеле, пересечь порог своей комнаты) определенное число раз, обычно
кратное четырем.
Все эти люди страдают разными формами синдрома обсессии-компульсии, и в их жизни
доминирует повторение одних и тех же действий или мыслей. Навязчивые идеи (обсессии) — это
постоянно вторгающиеся нежелательные мысли, образы или импульсы, вызывающие тревогу.
Навязчивые действия (компульсии) — это непреодолимое стремление выполнять определенные
действия или ритуалы, которые снижают тревожность. Навязчивые мысли часто сопровождаются
вынужденными действиями (например, мысли о затаившихся микробах ведут к навязчивому мытью
Hosted by uCoz