Navigation bar
  Print document Start Previous page
 539 of 700 
Next page End  

компетентный и искренний вид позволяет им получить перспективную работу, но у них мало
возможности на ней удержаться. Их неугомонность и импульсивность скоро приводит к провалу,
открывающему их истинную натуру; они копят долги, бросают свои семьи, проматывают деньги фирмы
или совершают преступления. Будучи пойманными, они настолько убедительно говорят о своем
раскаянии, что им часто отменяют наказание и дают еще один шанс. Но антисоциальная личность редко
живет в соответствии со своими заявлениями; сказанное ею не имеет отношения к ее делам и чувствам.
Особенно показательными считаются две характеристики антисоциальной личности: (а)
отсутствие сочувствия и интереса к другим и (б) отсутствие чувства стыда или вины, неспособность
раскаяться в своих действиях независимо от того, насколько они были предосудительны (Hare, 1980).
<Рис. Для серийных убийц, таких как Дэвид Берковиц, характерна основная черта
антисоциального расстройства личности: отсутствие эмпатии и заботы о других, а также
отсутствие чувства стыда или вины.>
О природе антисоциальной личности
Какие факторы способствуют развитию антисоциальной личности? Современные исследования
сосредоточены на биологических детерминантах, особенностях отношений родителя и ребенка и на
стилях мышления, способствующих антисоциальному поведению.
Биологические факторы. Есть весьма много данных в пользу генетических причин
антисоциального поведения, особенно криминального. Исследования близнецов показывают, что у
идентичных близнецов величина конкордантности для криминального поведения вдвое выше, чем у
родственных, из чего ясно, что такое поведение частично наследуется (Rutter et al., 1990). Изучение
усыновления показывает, что уголовные дела усыновленных сыновей более сходны с делами их
биологических отцов, чем с их приемными отцами (Cloninger & Gottesman, 1987; Mednick et al., 1987).
Многие исследования обращались к гипотезе, что антисоциальные личности обладают низкой
возбудимостью, из-за чего они стремятся к получению стимуляции и к ощущениям, которые приносят
им импульсивные и опасные действия (см.: Morey, 1993). Например, в одном исследовании
сравнивались две группы подростков-преступников мужского пола, отобранных из камеры заключения
суда для несовершеннолетних. В одной группе были подростки с диагнозом антисоциальной личности,
в другой — с реакциями приспособления к негативным жизненным событиям. Экспериментаторы
измеряли у них кожно-гальваническую реакцию (КГР) во время стресса (см. главу 11). К обеим ногам
испытуемых прикрепляли бутафорные электроды и говорили, что через 10 минут они получат очень
сильный, но безопасный удар током. Испытуемым были видны большие часы, так что они точно знали,
в какой момент это должно произойти. На самом деле никакого удара током не было. В состоянии
покоя и при реакции на зрительные или звуковые стимулы различий в КГР между этими группами не
было. Однако в течение 10 минут ожидания удара током в группе с приспособительными реакциями
проявлялось значительно большее напряжение, чем в группе антисоциального поведения. В момент,
когда по показаниям часов должен был состояться удар током, у большинства испытуемых с
приспособительными реакциями КГР указывала на резкое возрастание тревожности. Такой реакции не
было ни у кого из антисоциальных испытуемых (Lippert & Senter, 1966). Низкая возбудимость в ответ на
тревожные стимулы может помешать антисоциальным личностям усвоить урок от полученного ими
наказания, поскольку они не будут, как большинство людей, переживать его как неприятность и не
станут беспокоиться, предвидя его снова.
Социальные факторы. Хотя у детей, у которых развилась антисоциальность, могла иметься к
этому биологическая предрасположенность, исследования показывают, что на них также воздействует
среда, способствующая антисоциальному поведению (Rutter, Quinton & Hill, 1990; Cadoret & Cain, 1980;
Cloninger & Gottesman, 1987).
От качества родительского ухода, получаемого ребенком, имеющим склонность к
сверхактивности и нарушениям в поведении, сильно зависит, разовьется ли из него полномасштабная
антисоциальная личность (Loeber, 1990). Один из лучших индикаторов нарушений в поведении детей —
уровень родительского надзора: у детей, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо
присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще развивается схема преступного
поведения. Близкая к этому переменная — родительская безучастность: дети, родители которых не
участвуют в их повседневной жизни (например, не знают, с кем их дети дружат), чаще становятся
антисоциальными. Когда родители общаются с детьми, имеющими нарушения в поведении, это
общение обычно характеризуется враждебностью, физическим насилием и насмешками (Patterson,
Hosted by uCoz