Navigation bar
  Print document Start Previous page
 557 of 700 
Next page End  

обнаруживают, что что-то их останавливает. Когда пациент замолкает, неожиданно меняет тему или не
способен вспомнить подробности события, аналитик предполагает, что он сопротивляется
воспроизведению некоторых мыслей или чувств. Фрейд полагал, что такая блокировка или
сопротивление являются результатом того, что индивид бессознательно контролирует чувствительные
зоны, которые как раз и подлежат исследованию.
Еще один метод, часто используемый наряду со свободными ассоциациями, — это анализ снов.
Фрейд полагал, что сновидения — «прямой путь в бессознательное» и что они представляют собой
бессознательные желания или страхи в замаскированном виде. Содержание снов он подразделял на
манифестирующее (очевидное, осознанное) и латентное (скрытое, неосознанное). Обсуждая
манифестирующее содержание сновидения и затем свободно ассоциируя его, аналитик и клиент
пытаются извлечь неосознаваемый смысл.
В психоанализе отношение пациента к психоаналитику считается важной частью лечения. Рано
или поздно у клиента развиваются сильные эмоциональные реакции на психоаналитика. Иногда эти
реакции положительные и дружеские; иногда — отрицательные и враждебные. Часто эти реакции не
адекватны тому, что происходит во время сеансов психотерапии. Склонность клиента делать
психотерапевта объектом своих эмоциональных реакций называют переносом: в своем отношении к
психоаналитику клиент выражает то, что он действительно чувствует к другим людям, которые важны
или были важны в его жизни. Фрейд полагал, что перенос отражает реликты, последствия детских
реакций на родителей, и использовал этот перенос отношений в качестве средства объяснить пациенту
детские истоки многих его забот и страхов. Указывая своим пациентам на то, как они реагируют на свои
страхи, психоаналитик помогает им лучше понять их реакцию на других людей. Следующие выдержки
показывают, как психоаналитик сначала применяет перенос, а вслед за этим — свободное
ассоциирование.
«Пациент:
Мне не понятно, почему вы все время возвращаетесь к тому, что этот шаг был для
меня правильным в тот период моей жизни.
Аналитик:
Это обнаружилось раньше. Вы хотите получить мое одобрение, прежде чем
предпринять некоторое действие. Здесь, видимо, дело в том, что один из ваших конфликтов с женой —
это попытка получить ее одобрение того, что вы решили сделать, и этот конфликт происходит теперь
между нами.
Пациент: Может, и так. Одобрение других всегда было для меня важным.
Аналитик:
Давайте на этом немного задержимся. Поассоциируйте свободно идею получения
одобрения других. Только пусть ассоциации идут сами, не подгоняйте их.» (Woody & Robertson, 1988,
p. 129)
Традиционный психоанализ — это длительный, интенсивный и дорогостоящий процесс. Обычно
аналитик проводит с клиентом 50-минутные сеансы по нескольку раз в неделю, как минимум, в течение
года, а нередко и нескольких лет. Многие люди находят, что самоизучение в условиях традиционного
психоанализа стоит затрачиваемых средств, однако другие не могут позволить себе такие затраты.
Кроме того, люди, страдающие от острой депрессии, тревожности или психозов, как правило, не могут
вынести отсутствия структуры, свойственной традиционному психоанализу, и нуждаются в более
экстренных мерах по облегчению своих симптомов.
В ответ на эти запросы, а также в связи с изменениями, произошедшими в психоаналитической
теории со времен Фрейда, были разработаны новые формы психодинамической терапии, которые, как
правило, являются более краткосрочными и структурированными, чем традиционный психоанализ.
Часто такие формы терапии носят название межличностной терапии (Klerman et al., 1984). Сеансы таких
форм терапии проводятся реже, обычно раз в неделю. При этом полной реконструкции детских
переживаний придается меньшее значение и больше внимания уделяется проблемам, возникающим в
процессе взаимодействия клиента с другими людьми. Метод свободных ассоциаций, как правило,
заменяется прямым обсуждением наиболее актуальных вопросов, и терапевт может действовать более
прямыми методами, самостоятельно поднимая те или иные темы и не дожидаясь, пока клиент сам
затронет их. Хотя перенос все еще рассматривается как важная составляющая терапевтического
процесса, терапевт может пытаться ограничивать интенсивность переноса. Ряд исследований
свидетельствует об эффективности межличностной терапии при лечении депрессии, тревожности,
алкоголизма и наркомании, а также расстройств питания (Markowitz & Weissman, 1995).
Все еще основным остается, однако, убеждение психоаналитика, что бессознательные мотивы и
страхи составляют ядро большинства эмоциональных проблем и что инсайт и процесс проработки
существенны для излечения (Auld & Hyman, 1991). Как мы узнаем из следующего раздела, терапевты,
Hosted by uCoz