Navigation bar
  Print document Start Previous page
 559 of 700 
Next page End  

живой змеей. После того как эта женщина научилась расслабляться и ее иерархия составлена, терапевт
должен начать вести ее по списку. При систематической десенсибилизации она должна сидеть с
закрытыми глазами в удобном кресле, в то время как психотерапевт описывает ей наименее
беспокоящую ситуацию. Если она может сама вообразить эту ситуацию без всякого роста мышечного
напряжения, терапевт переходит к следующему пункту списка. Если при визуализации сцены женщина
сообщает о каком-либо беспокойстве, она концентрируется на расслаблении; визуализируется одна и та
же сцена, пока беспокойство не будет нейтрализовано. Этот процесс повторяется в ряде сеансов, пока
ситуация, первоначально вызывавшая наибольшее беспокойство, не станет вызывать только
расслабление. Тогда можно сказать, что эта женщина была систематически десенсибилизирована к
вызывающим тревогу ситуациям посредством укрепления несовместимой реакции — релаксации.
Во время разыгрывания in vivo женщине надо реально пережить каждую из ситуаций,
перечисленных в ее списке, начиная с наименее страшной, и под руководством терапевта. Раньше, чем
эта женщина сама сможет взять в руки змею без страха, психотерапевт должен подержать змею в
присутствии клиента и выражать при этом доверие и отсутствие беспокойства. Со временем женщина
сможет держать змею сама, позволять ей по себе ползать, контролируя свое беспокойство путем
релаксации. Подобного рода терапия с разыгрыванием in vivo оказалась весьма эффективной при
лечении фобий (Bandura, Blanchard & Rifter, 1969).
В конкретных случаях процесс научения и разыгрывание in vivo могут протекать не как
противообусловливание, а как угасание реакции. Если человек подвергает себя воздействию
устрашающего стимула и обнаруживает, что ничего плохого не происходит, условная реакция страха
затухает. Релаксация может служить просто способом поощрения человека к встрече с тем, чего он
боится. Действительно, если индивид, испытывающий фобию, может заставить себя оставаться долгое
время в ситуации, вызывающей страх (например, если человек с клаустрофобией часами сидит в шкафу
или человек, боящийся заразиться, по нескольку дней ходит не мывшись), первоначальный ужас
постепенно спадает. Эта процедура воздействия на человека наиболее пугающей ситуацией или
объектом в течение продолжительного времени без возможности высвободиться из нее называется
наводнением (flooding). Она оказалась особенно успешной при лечении агорафобии (страха покинуть
безопасное место, такое как свой дом) и синдрома обсессии-компульсии (Steketee & White, 1990;
Emmelkamp & Kuipus, 1979).
Избирательное подкрепление. Является ли процесс научения противообусловливанием или
угасанием, систематическая десенсибилизация и разыгрывание in vivo основаны на принципах
классического обусловливания. Избирательное подкрепление, основанное на принципах оперантного
обусловливания (см. главу 7), также оказалось эффективным методом коррекции поведения, особенно у
детей.
Эту процедуру можно проиллюстрировать на примере учащейся третьего класса, которая была
невнимательна в школе, отказывалась выполнять задания или участвовать в работе класса и бОльшую
часть времени проводила в мечтах. Кроме того, у нее были плохие социальные навыки и мало друзей.
Подлежащее подкреплению поведение было определено как «заданное» и включало внимательность к
школьной работе и указаниям учительницы, выполнение заданий по чтению и участие в классных
обсуждениях. Подкрепление заключалось в выдаче горошин, которые затем она могла обменивать на
особо ценимые ею привилегии, такие как возможность стоять первой в очереди (3 горошины) или
остаться после школы помочь учительнице со специальным проектом (9 горошин). Всякий раз, когда
учительница видела, что эта ученица участвует в «заданном» поведении, она клала в банку одну
горошину.
За первые 3 месяца лечения эта девочка выполнила 12 единиц работы, по сравнению с 0 единиц
за 3 месяца, прошедших перед началом режима подкрепления. В заключительные 3 месяца она
выполнила 36 единиц и справлялась не хуже, чем другие дети. Следующий год показал, что девочка
продолжала успевать в учебе. У нее также улучшились социальные навыки и ее стали замечать другие
дети (Walker et al., 1981). Это обычный результат: улучшение поведения в одной сфере часто влечет за
собой дополнительные выгоды (Kazdin, 1982).
Подкрепление желательных реакций может сопровождаться угашением нежелательных.
Например, если обычно маленький мальчик кричит, чтобы привлечь внимание своей матери, то она
может его игнорировать каждый раз, когда он так делает, и подкреплять его вниманием, только когда он
подходит к ней и обращается обычным тоном.
Процедуры оперантного обусловливания, предусматривающие вознаграждение желательных
реакций и отсутствие вознаграждения при нежелательных, были успешно применены к самым
Hosted by uCoz