Navigation bar
  Print document Start Previous page
 560 of 700 
Next page End  

различным проблемам у детей, включая энурез, агрессивность, вспышки гневного раздражения, плохое
поведение в классе, плохую успеваемость в школе и социальную отстраненность. Сходные процедуры
применялись к детям с аутизмом, взрослым с задержкой развития и пациентам с серьезными
психическими расстройствами.
<Рис. Избирательное подкрепление может быть использовано, чтобы помочь детям научиться
контролировать свои истерики.>
В палатах ряда психиатрических больниц, где содержались хронические пациенты с серьезными
нарушениями, была внедрена «жетонная экономика» с целью стимулировать социально приемлемое
поведение. Жетоны (которые можно было обменивать на пищу и привилегии, такие как просмотр
телепередач) выдавались за правильно надетую одежду, общение с другими пациентами, прекращение
«психотической речи», помощь в уборке палаты и т. д. Такие программы оказались успешными и для
улучшения поведения пациентов, и для общего функционирования палат (Paul & Lentz, 1977).
Моделирование. Другим эффективным средством коррекции поведения, которое мы кратко уже
упоминали, является моделирование. В моделировании используется научение через наблюдение.
Поскольку наблюдение за моделями — основной способ научения у человека, то, наблюдая за людьми,
проявляющими адаптивное поведение, люди с разадаптированным поведением должны учиться
лучшим стратегиям преодоления ситуаций. Наблюдение за поведением модели (живой или в
видеозаписи) оказалось эффективным средством уменьшения страхов и обучения новым навыкам. На
рис. 16.3 показаны результаты исследования, в котором при лечении фобии к змеям моделирование
сочеталось с постепенной тренировкой.
Рис. 16.3. Лечение фобии к змеям. Среднее количество реакций приближения испытуемых к
змее до и после лечения их различными видами поведенческой терапии (адаптировано из: Bandura,
Blanchard & Ritter, 1969).
Моделирование позволяет успешно справляться со страхом и тревожностью, поскольку
позволяет человеку понаблюдать за кем-то еще, кто находится в беспокоящей его ситуации, без вреда
для себя. Просмотр видеозаписей с моделями, получающими удовольствие от посещения зубного врача
или от прохождения различных больничных процедур, успешно помогает и детям, и взрослым
преодолеть страх, связанный с такими переживаниями (Melamed & Siegel, 1975; Shaw & Thoresen, 1974).
Репетиция поведения. В психотерапевтическом сеансе моделирование часто сочетается с
ролевой игрой, или репетицией поведения. С помощью психотерапевта человек репетирует или
тренирует более адаптивные виды поведения. Следующая выдержка показывает, как терапевт помогает
молодому человеку преодолеть свое беспокойство относительно приглашения женщин на свидание.
Молодой человек изображает, что говорит с женщиной по телефону и в конце просит ее о свидании.
«Клиент: M-м, я тут подумал, не хотела ли бы ты встретиться в субботу вечером или как-нибудь
еще, что скажешь?
Терапевт: Хорошо, это для начала. Вы можете придумать другой способ попросить ее прийти,
так чтобы это выглядело чуть позитивнее и доверительнее? Например: «В субботу вечером будет
концерт, на который я хочу сходить, и я очень хотел бы взять тебя с собой, если ты свободна».
К: Потрясающе!
Т: Ладно, попробуйте.
К: М-м, у меня два билета на концерт в субботу вечером. Если тебе нечего делать, может, ты
хотела бы пойти со мной?
Т: Это уже лучше. Попробуйте еще раз, но теперь постарайтесь выразить, что вам действительно
Hosted by uCoz