Navigation bar
  Print document Start Previous page
 565 of 700 
Next page End  

Тренировка в релаксации
Обучение нарастающей релаксации мышц с целью справиться с тревожностью, часто
сопровождающей депрессию; отслеживание мышечного напряжения в повседневных ситуациях и
применение методики релаксации
Увеличение количества приятных событий
Отслеживание частоты приятных видов деятельности и составление расписания на неделю, так
чтобы в каждый день соблюдался баланс между отрицательными/нейтральными и приятными видами
деятельности
Когнитивные стратегии
Обучение увеличению количества позитивных мыслей и снижению количества негативных
мыслей; выделению иррациональных мыслей и их опровержению и применению самоинструктирования
для преодоления проблемных ситуаций
Тренировка уверенности
Выявление ситуаций, проявление неуверенности в которых ведет к чувству депрессии; обучение
более уверенному ведению социальных взаимодействий путем моделирования и ролевых игр
Усиление социального взаимодействия
Выделение факторов, способствующих низкому социальному взаимодействию (таких как
привычка все делать в одиночку, чувство неудобства из-за недостатка навыков общения); решение о
том, какие виды деятельности следует расширять (такие как приглашение друзей, чтобы побыть вместе)
или сокращать (такие как просмотр телепередач), чтобы поднять уровень приятного социального
взаимодействия
(Программа лечения депрессии, в которой объединены поведенческие и когнитивные методы.
Это сокращенное описание курса из 12 сеансов для лечения депрессии в группе из 12 человек (по:
Lewinsohn et al, 1984).)
Специалисты по когнитивно-поведенческой терапии полагают, что для более устойчивого
изменения поведения важно изменить убеждения человека. Большинство из них считают, что
поведенческие процедуры сильнее влияют на когнитивные процессы, чем исключительно вербальные.
Например, чтобы преодолеть беспокойство относительно выступлений в классе, полезно мыслить
позитивно: «Я хорошо знаю материал и уверен, что могу понятно излагать свои мысли»; «Тема
интересная, и другим ученикам понравится то, что я хочу сказать». Но успешное выступление перед
соседом по комнате, а потом еще и перед группой друзей снизит волнение намного больше. Успешное
выполнение усиливает чувство умения. Действительно, было выдвинуто предположение, что все
терапевтические практики с успешным финалом дают человеку чувство умения или
самоэффективности. Наблюдение за тем, как справляются и преуспевают другие, вербально
сформированная убежденность, что с трудной ситуацией справиться можно, заключение по внутренним
признакам, что мы расслаблены и контролируем ситуацию, — все это способствует чувству
самоэффективности. Но наибольшее чувство эффективности дают нам реальная деятельность и личное
переживание нашего умения. По сути, ничто не приносит такого успеха, как успех (Bandura, 1995).
Комбинированные когнитивно-бихевиоральные формы терапии доказали свою эффективность
при лечении целого ряда непсихотических нарушений, включая депрессию, расстройства тревожности,
расстройства питания, алкогольную и наркотическую зависимости, а также сексуальные дисфункции
(Fairburn et al., 1995; Jacobson & Hollon, 1996; Margraf et al., 1993; Marlatt et al., 1993; Rosen & Leiblum,
1995) (рис. 16.4). Эти формы терапии обычно направлены не только на помощь в преодолении
беспокоящих мыслей, чувств и форм поведения, но также на предотвращение рецидивов после
завершения терапии.
Hosted by uCoz