Navigation bar
  Print document Start Previous page
 572 of 700 
Next page End  

решить, наступило ли у человека улучшение? Какие валидные меры улучшения существуют? Откуда
мы знаем, что было причиной изменений? В данном разделе мы кратко рассмотрим исследования,
посвященные оценке эффективности различных видов терапии.
Оценка психотерапии
Оценка эффективности психотерапии — трудная задача, поскольку надо учесть очень многие
переменные. Например, некоторым людям с психическими проблемами становится лучше без всякого
профессионального лечения. Это явление называют спонтанной ремиссией. При некоторых
психических расстройствах улучшение наступает само по себе, просто с течением времени — совсем
как обычная простуда. Но чаще улучшение, наступающее при отсутствии лечения, не спонтанно, а
является результатом внешних событий — обычно изменений в жизненной ситуации индивида или
помощи другого человека.
У многих людей с эмоциональными нарушениями, не обращающимися за профессиональной
помощью, улучшение может наступить при содействии непрофессионала, например друга, учителя или
религиозного наставника. Такие выздоровления нельзя считать спонтанными, но поскольку они не
являются результатом психотерапии, их относят к случаям спонтанной ремиссии, частота которых
колеблется от 30 до 60%, в зависимости от того или иного исследуемого расстройства (Bergin &
Lambert, 1978). Чтобы принять в расчет тех, у кого улучшение наступило бы и без лечения, во всякой
оценке психотерапии следует сравнивать группу лечения с контрольной группой, не проходившей
лечение. Психотерапия считается успешной, если улучшение после терапии больше любого улучшения,
наступившего без терапии за тот же период. Этическая проблема, связанная с тем, что кто-то остается
без лечения, обычно снимается путем включения в контрольную группу индивидов из списка
ожидающих лечения. Членов контрольной группы, входящих в список ожидающих, опрашивают в
начале исследования, чтобы собрать информацию о фоновом уровне, но лечение они начинают
получать только после окончания исследования. К сожалению, чем длиннее исследование (и время,
необходимое, чтобы замерить улучшение, особенно при терапии с инсайтом), тем труднее оставлять
людей в списке очередников.
Второй основной проблемой оценки психотерапии является измерение результата. Как решить,
помогла ли человеку терапия? Нельзя всегда полагаться на собственные оценки индивида. Некоторые
люди говорят, что им стало лучше, просто чтобы доставить удовольствие терапевту или убедить самих
себя, что деньги потрачены не зря. Оценку лечения самим терапевтом как успешного тоже не всегда
можно считать объективным критерием. У терапевта есть законный интерес объявить, что клиенту
лучше. А иногда изменения, наблюдаемые терапевтом во время занятий, просто не переносятся на
ситуации реальной жизни. Следовательно, оценка улучшения должна опираться как минимум на три
независимых показателя: оценку успеха клиентом; оценку терапевта; оценку третьей стороны, например
членов семьи, друзей или клинициста, не участвовавшего в лечении.
Несмотря на эти трудности, исследователи смогли провести множество оценок успешности
психотерапии.
В 1952-м году известный английский психолог Ганс Айзенк потряс психологическое
сообщество, когда, проанализировав исследования, посвященные оценке эффективности психотерапии,
пришел к заключению, что психотерапия не работает. Состояние людей, получивших
психотерапевтическую помощь, оказалось не лучше, чем тех, кто не прошел психотерапию или
вынужден был ожидать своей очереди. Однако и количество и качество исследований по оценке
эффективности психотерапии, проведенных до 1952-го года, было недостаточно высоким. Поэтому
неудивительно, что сообщение Айзенка стимулировало большое количество новых исследований.
Обзоры таких исследований, проведенных в течение последних пятидесяти лет, свидетельствуют о том,
что психотерапия все же оказывает положительное воздействие и прохождение терапии приводит к
лучшим результатам, чем отсутствие лечения или различные виды плацебо (Lambert & Berlin, 1994;
Luborsky, Singer & Luborsky, 1975; Smith, Glass & Miller, 1980; Wampold et al., 1997).
В 1980 году исследователи отыскали 475 опубликованных исследований, где сравнивалась хотя
бы одна группа лечения с контрольной группой. С помощью сложной статистической процедуры,
называемой метаанализом (см. главу 6), они определили величину эффекта для каждого исследования,
сравнив среднее изменение, вызванное лечением (в таких показателях, как самоуважение, тревожность,
успехи в работе и учебе), со средним в контрольной группе. Они пришли к выводу, что у проходивших
терапию индивидов дела обстояли лучше, чем у тех, кто лечения не проходил. У среднего пациента,
Hosted by uCoz