Navigation bar
  Print document Start Previous page
 574 of 700 
Next page End  

у них некоторых общих факторов, благодаря которым и наступает улучшение, а не благодаря
конкретным терапевтическим методикам.
Общие факторы психотерапевтических методов
Одна школа психотерапии использует инсайт, другая — моделирование и подкрепление, третья
опирается на рациональное знание. Но, возможно, что не эти переменные являются решающими.
Другие факторы, общие для большинства методик, но обделенные вниманием в публикациях
терапевтов о своей работе, могут оказаться более важными (Garfield, 1994; Orlinsky & Howard, 1987).
Они включают доверительные отношения, ободрение и поддержку, десенсибилизацию, подкрепление
адаптивных реакций и инсайт.
Межличностные отношения тепла и доверия. Независимо от вида проводимой терапии, при
хороших отношениях между клиентом и терапевтом устанавливается взаимное доверие. Клиент должен
верить, что терапевт понимает его проблемы и интересуется ими. Хотя поведенческая терапия, как ее
описывают в учебниках, может казаться скорее не межличностной процедурой, исследования
показывают, что опытный поведенческий терапевт проявляет столько же эмпатии и глубокого личного
участия, сколько и опытный психоаналитик (Sloane et al., 1975). Терапевт, который понимает проблемы
клиента и верит, что их можно решить, вызывает у него доверие, которое повышает у клиента чувство
компетентности и создает у него уверенность.
Уверения и поддержка. Свои проблемы часто кажутся нам исключительными и
непреодолимыми. Обсуждение их со специалистом, для которого они не новы и который показывает,
что их можно разрешить, вселяет в нас уверенность. Наличие кого-то, кто помогает решить проблемы, с
которыми мы сами были не в состоянии сладить, создает чувство поддержки и дает надежду. На самом
деле наибольшего успеха достигают те терапевты, независимо от их метода психотерапии, у которых со
своими клиентами выстраиваются отношения поддержки и помощи (Luborsky et al., 1985).
Десенсибилизация. Мы уже говорили о систематической десенсибилизации особом методе
поведенческой терапии, направленной на помощь индивидам в преодолении страха перед
определенными объектами или ситуациями. Но есть много видов психотерапии, которые способны
приносить самую разнообразную десенсибилизацию. Когда события и эмоции, доставляющие нам
трудности, мы обсуждаем в благосклонной атмосфере психотерапевтического сеанса, они постепенно
теряют свою угрожающую силу. Проблемы, когда мы над ними тягостно размышляем в одиночестве,
могут раздуваться до непропорциональной величины; если поделиться проблемой с кем-то еще, часто
она начинает казаться не такой серьезной. Есть и несколько других гипотез, объясняющих, как в ходе
терапии происходит десенсибилизация. Например, если беспокоящие события выразить словами, это
помогает оценить ситуацию более реалистично. С позиций теории научения, неоднократное
обсуждение в безопасной терапевтической ситуации переживаний, вызвавших расстройство (где
наказание не грозит), может способствовать постепенному угасанию связанного с ними беспокойства.
Каков бы ни был этот процесс, десенсибилизация является фактором, общим для многих видов
психотерапии.
Подкрепление адаптивных реакций. В поведенческой терапии подкрепление применяется для
усиления позитивных установок и закрепления действий. Но всякий терапевт, к которому клиент
относится с доверием, сам является подкрепляющим агентом; то есть терапевт выражает одобрение тем
видам поведения и установок, которые, по его мнению, ведут к лучшему приспособлению, и выражает
неодобрение к неадаптированным установкам и реакциям или игнорирует их. Какие реакции
подкреплять, зависит от ориентации терапевта и стоящих перед ним задач. Применение подкрепления
может быть преднамеренным и непреднамеренным; в некоторых случаях терапевт может не осознавать,
что он подкрепляет или не подкрепляет определенное поведение клиента. Например, в терапии,
ориентированной на клиента, считается важным предоставить клиенту самому определять, что
обсуждать на терапевтических сеансах, и не стараться повлиять на направление разговора, задаваемое
клиентом. Однако, подкрепление — тонкая вещь: улыбка, кивок головы или простое «у—гм» вслед за
определенными высказываниями клиента могут увеличивать вероятность таких высказываний.
Поскольку в задачу всех психотерапевтов входит изменение установки клиента и его поведения,
во время терапии должно происходить то или иное научение. Терапевт должен осознавать, что он
влияет на клиента также через подкрепление, и сознательно этим пользоваться, чтобы способствовать
желательным изменениям.
Понимание или инсайт. Все обсуждавшиеся нами виды психотерапии дают клиенту то или
Hosted by uCoz