Navigation bar
  Print document Start Previous page
 603 of 700 
Next page End  

предрасположенности к определенному действию появилось гораздо раньше и относилось ко всякой
деятельности, не только аффективной (см.: Психологический словарь. М.: Политиздат, 1990). Введение
в научный обиход термина «аттитюд» для обозначения социальных аспектов все той же установки едва
ли следует считать оправданным, особенно в русскоязычной литературе. —
Прим. ред.], мы начинаем
рассмотрение роли аффективных функций — эмоций и чувств — в социальном поведении.
Установки — это симпатии и антипатии, то есть благосклонные или неблагосклонные реакции и
оценки, относящиеся к предметам, людям, ситуациям и другим аспектам окружения, включая
абстрактные и социально-политические идеи. Мы часто выражаем свои установки, высказывая их в
виде мнений: «Мне нравятся апельсины» или «Терпеть не могу республиканцев». Но хотя в установках
и выражаются чувства, они часто связаны с когнитивными явлениями, особенно с убеждениями
относительно объектов установки («В апельсинах много витаминов»; «У республиканцев нет
сочувствия к бедным»). Кроме того, установки иногда связаны с действиями, которые мы
предпринимаем в отношении их объектов («Я ем апельсины каждое утро»; «Я никогда не голосую за
республиканцев»).
Соответственно, в социальной психологии выделяют три компоненты установки: когнитивную,
аффективную и поведенческую. Например, при изучении негативных установок в отношении к
некоторым группам населения социальные психологи различают негативные стереотипы (негативные
убеждения относительно некоторой группы и негативное ее восприятие — когнитивная составляющая),
предубеждение (негативные чувства в отношении некоторой группы — аффективная составляющая) и
дискриминацию (негативные действия в отношении членов этой группы — поведенческая
составляющая). Некоторые теоретики предпочитают считать, что установка имеет только когнитивную
и аффективную составляющие; другие включают в нее только аффективную составляющую. Но
несмотря на различия в определениях установки, все разделяют интерес к взаимосвязям между
убеждениями, чувствами и поведением.
Согласованность в установках
Некоторые установки функционируют совместно. Например, люди, выступающие за программу
Акции поддержки [В США Акция поддержки (affirmative action) — это активное благоприятствование
найму на работу тех, с кем общество (согласно взглядам представителей данного течения) поступает
несправедливо, — в первую очередь представителей расовых меньшинств и женщин, а также
преимущественному приему их в учебные заведения (Merriam-Webster's Collegiate Dictionary). — Прим.
пер.], часто выступают также за ограничение права владения оружием, против смертной казни и за
право на аборт. Внешне эти разные установки не вытекают друг из друга логически. И все же, зная, что
человек следует одной установке, часто можно достаточно точно угадать остальные, и в этом есть
своего рода логика. Все эти установки более или менее вытекают из некоторого общего набора
ценностей, которые мы называем «либеральными».
Аналогичную логику можно проследить среди «консервативных» установок. Многие люди,
выступающие против Акции поддержки и против закона о контроле над оружием, в качестве основания
своей точки зрения указывают на свою веру в ценность человеческой свободы. Даже те, кто расходится
с ними во мнениях, способны понять их логику. Но многие свободолюбивые индивиды считают также,
что женщина принадлежит дому, что за употребление марихуаны следует жестче наказывать и что
гомосексуальное поведение следует запретить законом. Здесь уже трудно заметить логику, и тем не
менее эти установки странным образом также предсказуемы.
Короче говоря, установкам людей часто присуща своего рода внутренняя логика, хотя обычно
она отличается от строгой формальной логики. Это особая психологика, и именно ее социальные
психологи назвали когнитивным консонансом. Основная посылка теорий когнитивного консонанса
состоит в том, что мы все стремимся быть последовательными в своих убеждениях, установках и
поведении и что непоследовательность действует на нас как возбудитель, или стимул, мотивирующий
нас на их изменение, пока они не примут если не логически стройный, то хотя бы согласованный вид.
За истекшие годы представители этого направления накопили большое количество данных в пользу
этого основного положения (Abelson et al., 1968).
Но большинство исследований консонанса было проведено со студентами колледжа в
лабораторных условиях. Психологи и политологи, анализирующие общественное мнение вне
лаборатории социальной психологии, разделились в своих взглядах на идеологическую согласованность
общественного мнения по социальным и политическим вопросам (Kinder & Sears, 1985). Один из тех,
Hosted by uCoz