Navigation bar
  Print document Start Previous page
 607 of 700 
Next page End  

расовые склонности на Юге выполняют функцию психологической защиты. Но Томас Петтигрю,
социальный психолог, специализирующийся на расовых отношениях, утверждал, что расовые
отношения на Юге поддерживались в первую очередь простым конформизмом с социальными
нормами, доминировавшими в этом регионе, то есть выполняли функцию социального приспособления
(Pettigrew, 1959).
При помощи опросника для измерения авторитаризма Петтигрю обнаружил, что южане не более
авторитарны, чем северяне (хотя в обоих регионах авторитарные индивиды были больше предубеждены
против афроамериканцев, чем неавторитарные). Кроме того, южане, предубежденные против
афроамериканцев, не обязательно были предубеждены против других групп — а это расходится с
предсказанием теории авторитаризма. Действительно, Юг исторически был наименее антисемитским
регионом США, и одно из исследований того времени показало, что белые южане неблагосклонны к
афроамериканцам, но вполне благосклонны к евреям (Prothro, 1952). К тому же ветераны с Юга, чей
военный опыт был связан с другими социальными нормами, имели гораздо менее сильные
предубеждения, чем неветераны, несмотря на то, что ветераны и Севера, и Юга были более
авторитарны, чем неветераны.
Последующая история десегрегации подтвердила анализ Петтигрю. Было показано, что по мере
расширения десегрегации отношение к определенному ее этапу было неблагоприятным
непосредственно перед его воплощением, но вскоре после реализации становилось благоприятным
(Pettigrew, 1959). Так, некоторые сообщества приняли десегрегацию для общественных помещений, но
были все так же против десегрегации в школах; в других сообществах картина была обратная. По
оценкам одного исследования, примерно у 40% выборки имелись твердые мнения за или против
десегрегации, но остальные 60% склонялись к существовавшим в тот момент социальным нормам,
каковы бы они ни были (Minard, 1952).
Часто говорят, что установки нельзя узаконить. В буквальном смысле это, очевидно, так. Но
легализация и юридические постановления изменяют общественную политику и практику, а они, в
свою очередь, часто ведут к изменению социальных норм. В той степени, в какой установки граждан
служат социальному приспособлению, они также будут меняться. При таких условиях кратчайший путь
к изменению «сердец и умов» — это изменить поведение, изменив прежде социальные нормы.
Установки и поведение
Основной резон в изучении установок — это ожидание, что они позволят предсказать будущее
поведение человека. Политические кандидаты интересуются обследованиями мнений избирателей
только в той степени, в какой выраженные в нем установки связаны с поведением при голосовании.
Представление, что установки человека определяют его поведение, глубоко укоренено в западном
сознании, и во многих случаях оно оправданно.
Но исследование показало, что связь между установками и поведением сложнее. Вопрос о такой
связи впервые был поставлен в классическом исследовании, проведенном в 30-е годы. Белый профессор
путешествовал по Соединенным Штатам с молодой китайской парой. В то время против азиатов
существовало весьма сильное предубеждение и не было закона против расовой дискриминации в
общественных помещениях. Эти три путешественника останавливались в более чем 200 отелях, мотелях
и ресторанах, их без проблем обслуживали во всех ресторанах и во всех, кроме одного, отелях и
мотелях. Позднее во все посещенные ими заведения было послано письмо с вопросом, принимали ли
там в гостях китайскую пару. Из 128 полученных ответов в 92% говорилось, что нет. Другими словами,
владельцы выражали свои установки, в которых было гораздо больше предубеждения, чем в их
поведении (LaPiere, 1934).
Это исследование показывает, что помимо установок поведение определяют многие другие
факторы и что эти другие факторы влияют на согласованность установок с поведением. Очевидным
фактором является сила ограничений со стороны ситуации: часто нам приходится поступать не в
согласии со своими чувствами или убеждениями. В детстве мы ели спаржу, которую терпеть не могли;
став взрослыми, мы вынуждены ходить на лекции и званые обеды, ощущения от которых сравнимы со
спаржей. В упомянутом исследовании расовой дискриминации владельцам отелей, возможно, было
трудно действовать в соответствии со своим предубеждением, когда они реально встречались с
азиатской парой, обращающейся к ним за услугой. В настоящее время закон против дискриминации в
публичных помещениях делает еще более трудным проявление таких предубеждений, чем это было в
1934 году. Давление сверстников может аналогично влиять на поведение. Например, отношение
Hosted by uCoz