Navigation bar
  Print document Start Previous page
 626 of 700 
Next page End  

связывает его с потерей человеком своей индивидуальности в определенных групповых ситуациях (по:
Diener, 1979).
<Рис. Люди часто ведут себя в толпе иначе, чем когда они одни. Некоторые исследователи
считают, что в такой ситуации, как бунт, индивидуумы испытывают деиндивидуацию — ощущение
того, что они утрачивают свою индивидуальность и анонимно вливаются в группу.>
В одном исследовании деиндивидуации женщин из колледжа, разделенных на группы по 4
человека, просили включать электрический ток, подведенный к другой женщине, которая будто бы
участвовала в эксперименте по научению. Половину женщин деиндивидуировали, дав им почувствовать
свою анонимность. Их одели в мешкообразные лабораторные робы и капюшоны, скрывавшие лица, и
экспериментатор обращался к ним только как к группе, никогда не называя никого по имени (рис. 18.2).
За остальными женщинами была сохранена их индивидуальность — они оставались в своей одежде и
носили крупные опознавательные знаки. Кроме того, женщин во второй группе познакомили друг с
другом, назвав по имени. Во время эксперимента перед каждой женщиной была кнопка, включающая
электричество, которую надо было нажать, когда учащаяся ошибалась. Выглядело так, будто при
нажатии кнопки учащуюся бьет электрическим током. Результаты показали, что деиндивидуированные
женщины нажимали кнопку вдвое чаще сохранявших индивидуальность (Zimbardo, 1970).
Рис. 18.2. Анонимность создает деиндивидуацию. Когда женщин замаскировали так, чтобы
они почувствовали себя анонимно, они наносили удар током испытуемой чаще, чем незамаскированные
женщины.
Одно остроумное исследование было проведено одновременно в нескольких близлежащих домах
в канун Дня Всех Святых (Хэллоуин). Детей, заходивших за угощением в дома, приветствовала в
дверях женщина, которая предлагала им конфеты, но просила взять каждого только по одной. Затем она
ненадолго исчезала в доме, давая им возможность взять больше. У некоторых детей спрашивали имена,
а некоторые оставались анонимными. Дети, которые ходили группами или оставались анонимными,
брали больше конфет, чем те, кто приходил в одиночку или называл взрослому свое имя (Diener et al.,
1976).
Эти эксперименты, однако, не являются решающими. Например, как можно видеть из рис. 18.2,
лабораторные робы и капюшоны в первом исследовании напоминали обмундировку ку-клукс-клана.
Костюмы на Хэллоуин изображают ведьм, монстров или призраков. Все это несет агрессивный или
негативный подтекст. Может быть, такое поведение было вызвано самими костюмами, а не
анонимностью, которую они обеспечивали. Чтобы проверить эту возможность, эксперимент с ударами
током был повторен, но на этот раз каждая испытуемая носила один из трех костюмов: костюм,
делавший ее похожей на ку-клукс-клановца, форму медсестры или свою собственную одежду.
Результаты исправленного эксперимента не повторяли результаты первоначального исследования:
ношение костюма ку-клукс-клановца очень мало повлияло на количество ударов током, посланных
испытуемой. Более важно, что те женщины, которые носили форму медсестры, на самом деле посылали
гораздо меньше ударов током, чем контрольная группа, носившая свою собственную одежду, из чего
следует, что форма побуждает человека играть роль, которую она обозначает. Это исследование
показало, что анонимность не обязательно ведет к повышению агрессии (Johnson & Downing, 1979).
Более новое исследование показало, что деиндивидуация заставляла испытуемых быть и более
агрессивными, и более щедрыми в одном и том же исследовании (Spivey & Prentice-Dunn, 1990).
Вмешательство свидетеля
Hosted by uCoz