Navigation bar
  Print document Start Previous page
 634 of 700 
Next page End  

реагировал понуканиями, используя их столько раз, сколько надо, чтобы испытуемый продолжил:
«Пожалуйста, продолжайте»; «Для эксперимента требуется, чтобы вы продолжали»; «Абсолютно
необходимо, чтобы вы продолжали»; и «У вас нет другого выбора — вы должны продолжать».
Подчинение авторитету измерялось по максимальной силе электроудара, посланного испытуемым,
прежде чем он окончательно отказывался продолжать эксперимент.
Милграм обнаружил, что 65% испытуемых продолжали подчиняться до конца, пройдя весь ряд
ударов током до 450 вольт включительно. Ни один испытуемый не остановился раньше 300 вольт —
момента, когда «ученик» начинал стучать в стену (рис. 18.6). Чем порождалось такое подчинение?
Рис. 18.6. Подчинение авторитету. Доля испытуемых, согласных применить наказующий удар
током, не снижалась до уровня силы удара в 300 вольт («опасного» уровня) (по: Milgram, 1963).
Милграм предположил, что потенциал подчиненности авторитетам — настолько необходимое
условие жизни в обществе, что, вероятно, он был встроен в наши организмы самой эволюцией. Для
разделения труда в обществе требуется, чтобы индивид время от времени охотно подчинялся и
координировал свои независимые действия так, чтобы они служили целям и задачам более крупной
социальной структуры. Родители, школьная система, разные виды бизнеса — все они укрепляют
желание подчиняться, напоминая индивиду о важности следования директивам тех, кто «видит более
общую картину». Значит, чтобы объяснить подчинение в конкретной ситуации, нам надо понять, какие
факторы убеждают индивидов отбрасывать свою автономию и становиться добровольными
исполнителями системы. Эксперименты Милграма хорошо иллюстрируют 4 таких фактора: социальные
нормы, надзор, буферы и идеологическое оправдание.
<Рис. Вверху слева: «Шоковый генератор» из эксперимента Милграма по подчинению. Вверху
справа: «Жертву» пристегивают к «электрическому стулу». Слева внизу: На испытуемого перед
началом «сеанса обучения» подают удар током в качестве примера. Внизу справа: Испытуемый
отказывается продолжать эксперимент. Большинство испытуемых, независимо от того,
продолжали ли они эксперимент до конца или в определенный момент отказывались его продолжать,
начинали сильно волноваться по поводу отведенной им роли. (Кадры из фильма «Подчинение»,
распространенного фильмотекой Нью-Йоркского университета.)>
Социальные нормы. Откликнувшись на объявление и согласившись участвовать в
исследовании, испытуемые в эксперименте Милграма добровольно согласились на неявный договор,
предусматривающий сотрудничество с экспериментатором, следование указаниям уполномоченного
человека и следить, чтобы работа была завершена. Это очень сильная социальная норма, и мы часто
недооцениваем, насколько трудно нарушить такое соглашение, а затем снова вернуться к данному
согласию на сотрудничество. Эксперимент был задуман так, чтобы усилить эту норму, максимально
затруднив остановку эксперимента после того, как он начался. Процедура начинается довольно
невинно, как эксперимент с памятью, и затем постепенно обостряется. После того как испытуемые
начали посылать удары током и увеличивать их напряжение, уже не существует естественной точки
остановки. К тому моменту, когда им хочется выйти из игры, они уже пойманы. Экспериментатор не
дает новых заданий, он только требует, чтобы они продолжали то, что уже делают. Чтобы вырваться,
испытуемые должны испытать чувство вины и растерянности, признав, что были не правы, вообще
Hosted by uCoz