Navigation bar
  Print document Start Previous page
 645 of 700 
Next page End  

чего мы часто оказываемся под противоречивым давлением. В главе 17 мы приводили пример, как
еврейка, имеющая свой бизнес, может ощущать перекрестное давление из-за того, что ее этническая
референтная группа придерживается либеральных позиций, а референтная группа в бизнесе —
консервативных. Но, пожалуй, наиболее известный пример конкуренции референтных групп — это
конфликт, переживаемый многими молодыми людьми, между референтной группой своей семьи и
референтной группой, доминирующей в колледже или среди других их сверстников. Наиболее
всестороннему анализу такого конфликта было посвящено классическое Беннингтонское исследование
Теодора Ньюкомба, в котором изучались политические установки всего состава Беннингтонского
колледжа, небольшого политически либерального колледжа в Вермонте. Время проведения
исследования (1935-1939) служит полезным напоминанием, что это не новое явление.
Сегодня Беннингтонский колледж привлекает либеральных студентов, но в 1935 году
большинство студенток (тогда это был женский колледж) происходили из богатых консервативных
семей, причем более 2/3 родителей были связаны с республиканской партией.
Главной находкой Ньюкомба было то, что с каждым годом студентки Беннингтона все дальше
отходили от установок своих родителей и приближались к традициям колледжа. Например, в
президентской кампании 1936 года около 66% родителей предпочитали кандидата-республиканца Элфа
Лэндона кандидату от демократов Франклину Рузвельту. Лэндона поддерживали 62% бенингтонских
новичков и 43% второкурсников, но всего 15% студенток выпускных и предвыпускных курсов.
<Рис. Став взрослыми, мы, как правило, идентифицируем себя с референтными группами,
связанными с избранной нами карьерой.>
У большинства этих женщин рост либерализма отражал обдуманный выбор между двумя
конкурирующими референтными группами. Две женщины рассказывают, как они сделали этот выбор:
«Всю свою жизнь я обижалась на чрезмерную опеку гувернанток и родителей. В колледже я от
этого избавилась или, наверно, лучше сказать, сменила ее на ожидание интеллектуального одобрения
учителей и более компетентных студенток. Тогда я обнаружила, что нельзя быть реакционером и
интеллектуально респектабельным человеком одновременно».
«Стать радикалом означало мыслить самостоятельно и, фигурально выражаясь, показать нос
своей семье. Это означало также интеллектуально идентифицировать себя с персоналом и студентками,
на которых я больше всего хотела походить». (Newcomb, 1943, р. 134, 131).
Заметьте, что вторая женщина использует термин «идентификация» в том самом смысле, в каком
используем его мы. Далее, эти женщины описывают совокупность изменений, вызванных как
социальными вознаграждениями и наказаниями (уступка), так и влечением к обожаемой группе,
которой они стремились подражать (идентификация).
От идентификации к интернализации. Как уже упоминалось, референтные группы служат
также системой отсчета, дающей их членам новый взгляд на мир. Сообщество Беннингтона, особенно
его персонал, давало студенткам взгляд на великую депрессию 30-х годов и угрозу Второй мировой
войны, чего не могла сделать их богатая и консервативная домашняя среда, и это подтолкнуло их от
идентификации к интернализации:
«Мне не потребовалось много времени, чтобы понять, что либеральные установки престижны...
Я стала либералкой прежде всего из-за их престижа; и я остаюсь ею из-за важности проблем, вокруг
которых строится мой либерализм. Чего я хочу сейчас — это научиться успешно решать проблемы».
«Престиж и признание всегда были для меня всем... Но я потратила немало крови, пытаясь быть
честной сама с собой, и в результате я действительно знаю, какими должны быть мои установки, и
понимаю, какие последствия они будут иметь для моей собственной жизни». (Newcomb, 1943, р. 136-
137).
Многие из наших важнейших убеждений и установок вначале основываются на идентификации.
Всякий раз, когда мы начинаем идентифицировать себя с новой референтной группой, мы вступаем в
процесс «примерки» новых убеждений и установок, которые она предписывает. То, во что мы «на
самом деле верим», — это поток, способный меняться день ото дня. Первый год в колледже часто
оказывает на студентов именно такое действие; многие взгляды, которые студенты приносят с собой из
референтной группы своей семьи, ставятся под сомнение студентами и персоналом, имеющими весьма
разное социальное положение и иные убеждения. Эти новые убеждения студенты часто «примеряют»
очень энергично и убежденно только для того, чтобы затем отбросить их ради еще более новых, когда
обнаруживают, что они не вполне им подходят. Это естественный процесс роста. Хотя этот процесс на
самом деле никогда не кончается для людей, остающихся открытыми для нового опыта, в годы
обучения в колледже он сильно ускоряется, прежде чем у человека сформируется ядро постоянных
Hosted by uCoz