Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 700 
Next page End  

полушарием, которое контролирует речь, нет связи, испытуемый не может сказать, что он написал
(Sperry, 1970, 1968; см. также: Hellige, 1990, Gazzaniga, 1995).
Специализация полушарий. Исследования, проведенные на испытуемых с расщепленным
мозгом, показывают, что полушария работают по-разному. Левое полушарие управляет нашей
способностью выражать себя в речи. Оно может выполнять сложные логические операции и обладает
навыками математических вычислений. Правое полушарие понимает только самую простую речь. Оно
может, например, реагировать на простые существительные, выбирая из набора предметов, скажем,
орех или расческу, но не понимает более абстрактные языковые формы. На простые команды, например
«моргнуть», «кивнуть головой», «тряхнуть головой» или «улыбнуться», оно, как правило, не отвечает.
Однако у правого полушария высокоразвиты чувства пространства и структуры. Оно
превосходит левое в создании геометрических рисунков и рисунков с перспективой. Оно гораздо лучше
левого может собирать цветные блоки по сложному чертежу. Когда испытуемых с расщепленным
мозгом просят правой рукой собрать блоки согласно картинке, они делают множество ошибок. Иногда
им трудно удержать свою левую руку от автоматической поправки ошибок, сделанных правой.
<Рис. Исследования пациентов с расщепленным мозгом показывают, что каждое из полушарий
специализируется на различных аспектах психического функционирования. В частности, правое
полушарие превосходит левое в конструировании геометрических и перспективных рисунков, что
послужило основой представления, что художники являются индивидуумами с сильно развитым
«правым мозгом».>
Исследования нормальных испытуемых, пожалуй, подтверждают наличие различий в
специализации полушарий. Например, если вербальную информацию (слова или бессмысленные слоги)
предъявлять короткими вспышками левому полушарию (т. е. в правой части поля зрения), то она
опознается быстрее и точнее, чем при предъявлении ее правому. Наоборот, распознавание лиц,
эмоциональных выражений лиц, наклона линий или расположения точек быстрее происходит при
предъявлении их правому полушарию (Hellige, 1990). Электроэнцефалограммы (ЭЭГ) показывают, что
электрическая активность левого полушария возрастает при решении вербальных задач, а активность
правого — при решении пространственных (Springer & Deutsch, 1989; Kosslyn, 1988).
Из нашего обсуждения не следует делать вывод, что полушария работают независимо друг от
друга. Как раз наоборот. Специализация полушарий разная, но они всегда работают совместно. Именно
благодаря их взаимодействию становятся возможными психические процессы, гораздо более сложные и
сильнее отличающиеся от тех, которые составляют специальный вклад каждого полушария в
отдельности. Как отмечал Леви:
«Эти различия видны из сопоставления вкладов, вносимых каждым полушарием во все виды
когнитивной деятельности. Когда человек читает рассказ, правое полушарие может играть особую роль
в декодировании зрительной информации, формировании целостной структуры рассказа, оценке юмора
и эмоционального содержания, извлечении смысла из прошлых ассоциаций и понимании метафор. В то
же время левое полушарие играет особую роль в понимании синтаксиса, переводе письменных слов в
их фонетические репрезентации и извлечении значения из сложных отношении между словесными
понятиями и синтаксическими формами. Но нет такой деятельности, которую осуществляло бы или в
которую вносило бы вклад только одно полушарие» (Levy, 1985, р. 44).
Речь и мозг
Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря наблюдениям за
пациентами с поврежденным мозгом. Повреждение может возникнуть в результате опухоли,
проникающего ранения головы или разрыва кровеносных сосудов. Речевые нарушения, возникшие в
результате повреждения мозга, обозначаются термином «афазия».
Как уже говорилось, в 1860 году Брока заметил, что повреждение определенного участка левой
лобной доли связано с нарушением речи, называемым экспрессивной афазией (expressive aphasia).
[Наиболее полная классификация различных форм афазии была разработана А. Р. Лурия (см.:
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996). —
Прим. ред.] У пациентов с поврежденной зоной Брока были трудности с правильным произношением
слов, их речь была медленной и затрудненной. Их речь часто осмысленна, но содержит только
ключевые слова. Как правило, существительные имеют форму единственного числа, а прилагательные,
наречия, артикли и связки опускаются. Однако у таких людей нет трудностей с пониманием устной и
письменной речи.
Hosted by uCoz