Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 700 
Next page End  

гомеостаз
лимбическая система
большой мозг
афазия
гормон
генетика поведения
хромосома
ген
Вопросы для размышления
1. Лишь около одной десятой клеток мозга являются нейронами (остальную часть составляют
глиальные клетки). Означает ли это, что мы используем лишь одну десятую часть мозга в процессе
мышления? Вероятно, нет. Каковы другие возможные варианты?
2. Местная анестезия, например используемая при лечении зубов, действует путем блокировки
натриевых шлюзов в нейронах, находящихся в районе укола. Естественно, зубные врачи и хирурги, как
правило, делают уколы в часть тела, ближе всего расположенную к источнику боли. Как вы думаете,
какое воздействие может оказать подобный препарат при введении в головной мозг? Будет ли он
блокировать только болевые и тактильные ощущения, и ничего кроме них, или же он будет действовать
иным образом?
3. Почему мозг симметричен (имеется в виду внешнее сходство левого и правого полушария)? В
вашем мозге есть левая и правая моторная кора, левый и правый гиппокамп, левый и правый мозжечок
и так далее. В каждом случае левая сторона является зеркальным отражением правой стороны (точно
так же, как левый глаз является зеркальным отражением правого глаза, а левое ухо — зеркальным
отражением правого уха, и т. д.). Можете ли вы назвать причину такого симметричного строения мозга?
4. У пациентов с расщепленным мозгом, чье мозолистое тело было рассечено, левая и правая
стороны мозга после операции, по-видимому, функционируют независимо. Например, слово,
предъявленное одной стороне, может быть прочитано и вызвать реакцию без знания другой стороны о
том, какое это было слово. Обладает ли такой пациент двойным разумом, каждый из которых способен
знать о различных вещах? Или же такой пациент также обладает лишь одним разумом?
5. Практически каждый год сообщается об открытии нового «гена алкоголизма» или гена,
ответственного за наркотическую зависимость, шизофрению, сексуальную ориентацию,
импульсивность либо другую сложную психологическую черту. Однако при проведении дальнейших
исследований выясняется, что данный ген связан с соответствующей чертой только у некоторых
индивидуумов, а не у всех. Нередко также оказывается, что ген связан и с другими поведенческими
чертами помимо той, с которой он первоначально ассоциировался. Можете ли вы назвать какую-либо
причину, по которой гены могут влиять на психологические черты таким образом? Иными словами,
почему отсутствует строгое однозначное соответствие между присутствием гена и выраженностью
конкретной психологической черты?
Дополнительная литература
Введение в физиологическую психологию: Carlson. Foundations of Physiological Psychology (3rd
ed., 1995); Groves & Rebec. Introduction to Biological Psychology (4th ed., 1992); Kolb & Whishaw.
Fundamentals of Human Neuropsychology (4th ed., 1996); Schneider & Tarshis. An Introduction to
Physiological Psychology (3rd ed., 1986); Rosenzweig & Leiman. Physiological Psychology (2nd ed., 1989);
Kalat. Biological Psychology (6th ed., 1998).
Обзор по молекулярным основам нервных процессов: Alberts et al. Molecular Biology of the Cell
(3rd ed., 1994); Levitan and Kaszmarek. The Neuron: Cell and Molecular Biology (1997). О нервных основах
памяти и когнитивной деятельности: Squire. Memory and Brain (1987). О человеческом сознании в
контексте нервных механизмов: Crick. The Astonishing Hypothesis: The Scientific Search for the Soul
(1994).
Обзор влияния генов на поведение: Plomin, De Fries & McClearn. Mehavioral Genetics: A Primer
(2nd ed., 1989). Обзор психотропных средств и их влияния на организм, мозг и поведение: Julien. A
Primer of Drug Action (6th ed., 1992); Julien. Drugs and the Body (1988).
Обзор исследований функций двух полушарий мозга: Springer and Deutsch. Left Brain, Right Brain
Hosted by uCoz