Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 700 
Next page End  

условия окружения, провоцирующие человека и побуждающие его к нападению. Даже если индивид
склонен к агрессии и способен проявить ее, акт агрессии должен вызваться специфической ситуацией.
Вероятность агрессивного поведения и его интенсивность сильно различаются в зависимости от
природы стимула и уровня потенциала агрессии, обусловленного фоновыми переменными.
Несомненно, люди, родившиеся предрасположенными к насилию, будут более агрессивными в случае
нападения на них, чем люди без такой склонности, а люди, приобретшие через социальное научение
выраженную склонность к агрессивному поведению, будут реагировать более агрессивно, чем не
имеющие подобной склонности. Таким образом, наследственность и социальное научение — это
дополняющие друг друга факторы человеческой агрессии.
---
Глава 3. Психическое развитие
В отличие от всех других млекопитающих, период созревания и научения, необходимый для
достижения самостоятельности, у человеческих существ наиболее продолжительный. Вообще, чем
сложнее нервная система организма, тем больше время его созревания. Лемур (примитивный вид
приматов) уже вскоре после рождения может самостоятельно передвигаться, а еще через короткое
время может о себе позаботиться; детеныш обезьяны сохраняет зависимость от матери несколько
месяцев, а у шимпанзе это длится несколько лет. Но даже шимпанзе — один из ближайших
родственников человека — становится полноценным взрослым представителем своего вида намного
быстрее, чем человек того же возраста.
Специалисты по психологии развития занимаются вопросами о том, как и почему различные
аспекты деятельности человека развиваются и изменяются на протяжении его жизни. Сюда входит
физическое развитие, включая изменение роста и веса и приобретение моторных навыков, когнитивное
развитие, при котором изменяются процессы мышления, память и речевые способности, а также
развитие личности и социальное развитие, к которым относятся изменения представлений о себе самом,
половая идентичность и межличностные отношения.
Более подробно развитие отдельных психических функций и способностей будет рассмотрено в
последующих главах. Например, развитие восприятия обсуждается в главе 5, усвоение понятий и
развитие языка — в главе 9, половое развитие — в главе 10, а развитие личности — в главах 12 и 13. В
этой главе мы дадим общий обзор психического развития на протяжении жизни и обратимся к двум
основным вопросам: а) как биологические факторы взаимодействуют с окружением ребенка, определяя
ход его развития (часто это называют «проблемой врожденного—приобретенного»), и б) является ли
развитие непрерывным, постепенным процессом изменения или же это ряд четко разграниченных и
качественно различных стадий?
Взаимодействие между врожденным и приобретенным
Вопрос о том, что важнее в детерминации развития человека — наследственность
(«врожденное») или среда («приобретенное»), обсуждался столетиями. Например, в XVII веке
английский философ Джон Локк отвергал господствовавшее тогда представление, что младенец — это
маленький взрослый, приходящий в мир уже полностью наделенным способностями и знанием, и ему
надо только расти, чтобы эти унаследованные свойства проявились. Локк считал, что все обстоит
наоборот и разум новорожденного — это «чистая доска» (лат. tabula rasa). На ней записывается опыт
младенца — то, что он видит, слышит, ощущает на ощупь, вкус и запах, его чувства. Согласно Локку,
все знание приходит к нам через органы чувств. Оно обеспечивается опытом, и никакие знания или
идеи заранее в человека не встроены.
Когда Чарльз Дарвин выдвинул свою теорию эволюции (1859), в которой делался упор на
биологическую основу развития человека, идея наследования человеческих свойств и черт возродилась
вновь. Однако в XX веке, с появлением бихевиоризма, опять стал доминировать взгляд о
преимущественной роли окружения. Бихевиористы Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер утверждали, что
человек по своей природе абсолютно податлив: раннее обучение может сделать из ребенка какого
угодно взрослого, независимо от его наследственности. Уотсон сформулировал это положение наиболее
категорично:
Hosted by uCoz