Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 700 
Next page End  

уровень доходов. —
Прим. перев.),
начинают говорить примерно в возрасте одного года. Детям,
выросшим в Сан-Маркосе, далекой деревне в Гватемале, недостает вербального взаимодействия со
взрослыми, и первые слова они произносят в возрасте более 2 лет (Kagan, 1979). Заметьте, что среда
оказывает влияние только на скорость, с которой дети овладевают новыми навыками, но не на
достигаемый ими уровень развития этих навыков.
Стадии развития
Пытаясь представить последовательность развития, некоторые психологи предположили, что
существуют дискретные, качественно различные этапы, или стадии, развития. Мы часто пользуемся
этим понятием в неформальном смысле, представляя себе жизненный путь поделенным на этапы
младенчества, детства, юности и зрелости. Родители могут сказать, что их подросток проходит сейчас
«бунтарскую стадию». Специалисты по психологии развития имеют в виду, однако, более строгие
понятия. Поэтапная концепция означает, что: а) на каждой стадии поведение строится вокруг
доминантной темы или соответствующего набора личностных характеристик, б) поведение на данной
стадии качественно отличается от поведения, свойственного более раннему или более позднему этапу, и
в) все дети проходят все стадии в одном и том же порядке. Факторы среды могут ускорять или
замедлять развитие, но последовательность стадий неизменна: ребенок не может перейти к следующей
стадии, не пройдя сначала предыдущую. Как мы увидим дальше в этой главе, не все психологи
согласны, что развитие следует неизменной последовательности качественно различных этапов.
С понятием стадий тесно связана идея существования критических периодов [Не путать с
понятием кризиса (кризис рождения, кризис подросткового возраста и т. д.), принятым в российской
психологии развития. —
Прим. ред.] человеческого развития переломных моментов в жизни
человека, когда должны произойти определенные события, чтобы его развитие продолжалось
нормально. Твердо установлено наличие критических периодов в физическом развитии человеческого
плода. Например, период 6-7-й недели после зачатия является решающим для нормального развития
половых органов плода. Разовьется ли первичный половой орган в мужскую или женскую половую
структуру, определяется наличием мужских гормонов и не зависит от XX или XY сочетания хромосом.
Если мужские гормоны отсутствуют, то в обоих случаях разовьется женский половой орган. Если же
мужские гормоны появятся позже этого этапа развития, они уже не смогут обратить вспять
состоявшиеся изменения.
В послеродовом развитии есть период, решающий для развития зрения. Если у ребенка,
родившегося с катарактой, ее удалили до 7-летнего возраста, его зрение дальше будет развиваться
совершенно нормально. Но если ребенок проживет свои первые 7 лет без адекватного зрения, у него
возникнет обширная и постоянная зрительная недостаточность (Kuman, Fedrov & Novikova, 1983).
Наличие критических периодов в психическом развитии ребенка не установлено. Видимо, более
корректным будет сказать, что существуют сензитивные (особо чувствительные к чему-либо. — Прим.
перев.)
периоды, т. е. периоды, оптимальные для развития определенного качества. Если во время
такого сензитивного периода определенный аспект поведения недостаточно сформировался, то он
может и не развиться до своего полного потенциала. Например, первый год жизни можно считать
сензитивным к формированию межличностных близких привязанностей (Tizard & Rees, 1975).
Дошкольные годы, видимо, особенно существенны для интеллектуального развития и овладения речью
(Curtiss, 1977, 1989; Cardon et al, 1992). Детям, мало приобщенным к языку до 6-7-летнего возраста,
может не удаться вполне овладеть речью (Goldin-Meadow, 1982). Опыт, полученный ребенком во время
сензитивных периодов, может так сформировать будущее развитие, что его потом трудно будет
изменить.
Способности новорожденного
В конце XIX века Вильям Джеймс высказал предположение, что новорожденный ощущает мир
как «шумную разноцветную смесь», и эта мысль доминировала вплоть до 60-х годов. Теперь мы знаем,
что все сенсорные системы вступающего в этот мир новорожденного функционируют и вполне готовы
к изучению своего нового окружения.
Поскольку младенец не может объяснить, что он делает, или рассказать, о чем он думает,
Hosted by uCoz